Трудовое воспитание и забота: система детских домов Вологодской области военных лет

За время военных лет количество детских домов в Вологодской области увеличилось в 2.5 раза. В 1940 году в регионе было 44 детских дома. Через год их численность возросла до 53-х. В 1943 году - до 75-ти. За следующий год открыто еще 19 детдомов. К завершению Великой Отечественной на Вологодчине было 111 детских домов. Количество беспризорников, старших воспитанниками детдомов, за военные годы возросло с 4570-ти до более чем 10 300 человек. По некоторым данным, в течение военных лет детские дома Вологодской области приняли более 12 700 детей.
Как правило, в детдоме ребенок находился до достижения им 14-ти лет, после чего подросткам находили рабочие места на региональных предприятиях и направляли на обучение в фабрично-заводские школы. Стоит отметить, что некоторые воспитанники оставались в детских домах и после 14-ти, если продолжали обучение в старших классах.
Детдома в военное время были ориентированы на трудовое обучение детей, а также на привитие им навыков самообслуживания. С этой целью дети самостоятельно выполняли уборку помещений, занимались заготовкой дров, оказывали помощь в прачечных при стирке белья, а также осуществляли уход за животными и трудились на огородах.
Хозяйства при детских домах были немаленькими: помимо выращивания овощей и зерновых, ребята брали на себя работу уход за домашней птицей, свиньями, козами, овцами, коровами и лошадьми.
Поступившие дети и ребята, помогающие воспитателям на тяжелых работах, были обеспечены усиленным питанием.
Кроме того, сироты организовывали свои мастерские, что позволило облегчить ведение быта в детдомах и даже привлечь кое-какой доход. При детдомах появились обувные, швейные и столярные мастерские. Дети занимались изготовлением одежды, инструментов, посуды и учебных принадлежностей.
Нельзя не сказать и о культурной жизни в стенах учреждений для беспризорников. В детдомах было представлено широкое разнообразие кружков по интересам: ребята занимались пением, танцами, литературой, спортом, рукоделием и даже театром.
В каждом детдоме находились комсомольские и пионерские организации, отвечающие за дисциплинированность и успеваемость детей.
Проблемы с поведением не были частым явлением. Дети взрослели гораздо раньше положенного. Трудности в общении со сверстниками и взрослыми работниками детских домов испытывали только сироты, которые долгое время жили на улице. Им требовалось время, чтобы привыкнуть к внутреннему распорядку.
Большое количество беспризорников прибыло на Вологодчину самостоятельно по железнодорожным путям. Сирот, скитающихся по станциям, находили, обогревали и направляли в распределительные приемники милиционеры.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии