Вологодская хромка и старый солдат: стихи В. В. Коротаева о жизненных ценностях

Виктор Вениаминович Коротаев
«Все пропью – гармонь оставлю», –
Говорил в загуле дед,
И монеты шумной стаей
Уносились в белый свет.
Дед прошел огни и воды,
Все наречья и народы,
Плен и каменные своды,
И безвластие и власть,
Три не хлебных –
Бранных поля,
Пол-Сибири поневоле,
И гармонь ему в недоле
Не дала нигде пропасть.
Сердце лопалось на части:
То засуха,
То ненастье,
То загибы местной власти,
То бескормая зима...
Где от горя взвыть бы волком –
Не примериваясь долго,
На колени
Прямо с полки
Хромка прыгала сама.
«Эх, была не была,
Все равно худы дела!»
Снова песни пелись громко.
Дед по десять раз в году
Под испытанную хромку
Переплясывал беду.
Срок пришел – недолго думал:
Век работая как вол,
Прежде туфель и костюма
Сыну музыку завел.
Тот полжизни под гармонью
Отплясал, отгоревал.
Да и сам я, сколько помню,
Без игровой не живал.
Разогнув, бывало, спину
В самый свой нелегкий срок,
Выходил на середину –
Только брызги из-под ног.
С жизнью схватываясь часто,
Бит и вязан бечевой,
Лучше дедова лекарства
Не придумал ничего.
И остаться не посмею
Перед внуками в долгу:
Все спущу
И все развею,
А гармошку сберегу!
Размышляя над произведением писателя или поэта, мы, если говорить проще, отвечаем себе на два вопроса: «Про что?» и «О чем?» Как правило, ответить на первый вопрос гораздо проще. Приведенное стихотворение Виктора Коротаева – про старика с очень сложной биографией. Жизненный путь его мастерски и емко описан поэтом Коротаевым с помощью рядов перечислений буквально в нескольких предложениях. Перед нами образ старого солдата, который прошел три войны, а в мирное время претерпел множество лишений. Этот старик очень привязан к своему музыкальному инструменту, игра на котором не давала ему падать духом в самое тяжелое время. Склонность к такому музицированию и любовь к гармошке от деда унаследовали его сын и внук.
Найти ответ на второй вопрос – «О чем?» – всегда тяжелее, поскольку эти поиски потребуют от нас большего усердия и чуткости.
Интересно обратить внимание на название инструмента, в отношении которого лирический герой, то есть потомок гармониста, использует слово «хромка». Дело в том, что такое наименование характерно для разновидности гармони, изобретенной, по одной из версий, вологодским мастером в начале прошлого столетия. Таким способом Виктор Коротаев подчеркнул связь своего героя с Вологодчиной. Хромка в этом произведении выступает как полноценный персонаж и олицетворяется: поэт пишет, что гармошка не примерялась, прежде чем прыгнуть на колени.
Отметим, что в годы Великой Отечественной войны гармошки, направляемые на фронт крупными партиями, активно применяли для того, чтобы поднять боевой дух солдат. По всей видимости, за стариком из стихотворения Коротаева сохранилась эта привычка.
Вернемся к этому образу – старый солдат, видавший на своем веку бесчисленное количество бед и несправедливости, замечателен, прежде всего, двумя чертами. Во-первых, это человек отчаянный: «Эх, была не была, / Все равно худы дела!» Его характер наследуют потомки, в жизни которых музыка появилась раньше гардероба для выхода в люди. Во-вторых, старик, несмотря на все невзгоды, сохранил в себе желание созидать – он готов лишиться всех материальных благ, но не музыкального инструмента.
Жизненные ценности и преемственность – главная тема стихотворения Владимира Коротаева. На старика мы смотрим восхищенными глазами его потомка, который, будучи таким же чувствительным человеком, как и его дедушка, восклицает, что готов добровольно отдать все, кроме гармони.
Обещая во что бы то ни стало беречь музыкальный инструмент своего предка – вологодскую хромку, лирический герой говорит не только про деда и гармонь – он говорит о любви к своей малой родине и о том, что горд чувствовать тесную связь с могучим русским воином, для которого музыка стала главной ценностью.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии