image
События
741

Воздушный щит и коридор жизни: роль вологодских аэродромов в годы войны

Воздушный щит и коридор жизни: роль вологодских аэродромов в годы войны

Об искусности наших земляков, ставших военными летчиками в годы Великой Отечественной войны, мы говорили не единожды, вспоминая таких выдающихся пилотов, как Александр Клубов, Евгений Преображенский, Михаил Жуков и других. Сегодня поговорим о том, какое значение имели вологодские аэродромы в военные годы.

Уже в первое военное полугодие в Вологодской области началась работа над созданием аэродромной сети. Помимо строительства самих аэродромов, имелась необходимость в том, чтобы расширить взлетно-посадочные полосы других летных полей.

На областное управление НКВД была возложена ответственность за контроль строительства аэродромной структуры и за обеспечение этого процесса всеми необходимыми ресурсами.

Строительные работы по возведению аэродромов осуществлялись вблизи железнодорожных узлов и подъездных путей. Большая часть этих работ завершилась в кратчайшие сроки.

На территориях нескольких районов, в частности - Вологодского, Череповецкого, Бабаевского, Вытегорского, Устюженского и Сокольского, возвели 18 военных аэродромов. Первый из них был построен в Прилуках, а воздушное сообщение с Ленинградской областью налажено уже во второй половине августа 1941-го года.

В первый день на помощь ленинградцам направили три десятка самолетов. Таким образом удалось переправить порядка 70-ти тонн продовольственных товаров. Любопытно, что для отдыха летчикам было отведено то время, в течение которого осуществлялась погрузка самолета. На это уходило примерно полчаса или чуть больше.

Гражданские аэродромы Вологодской области реконструировались и наспех преобразовывались в военные. Отсюда самолеты вылетали для того, чтобы бомбардировать вражеские войска, технику и стратегические объекты. Нашим летчикам нередко доводилось вступать в воздушный бой, а кроме этого - они занимались разведывательной деятельностью и организовывали патрули.

В Вологодской области располагались 148-я истребительная авиационная дивизия ПВО, авиационные полки ВВС Балтийского флота и Особая северная авиагруппа Главного управления Гражданского воздушного флота. Эти подразделения выполняли задачи по поддержке Ленинградского фронта.

На Оштинском рубеже, где были остановлены финские войска, военные пилоты эффективно взаимодействовали с Онежской флотилией, база которой находилась в Вытегре. В селе Девятины Вытегорского района был расположен аэродром, откуда самолеты У-2 направлялись в тылы противника. Этими самолетами наши разведчики и партизаны забрасывались в ту часть Карелии, которая оказалась под оккупацией финских войск.

Аэродром в селе Девятины стал базой для 773-го истребительного авиационного полка и подразделений 72-го Петрозаводского отдельного Краснознаменного разведывательного авиационного полка.

Многие сведения, касающиеся истории аэродромной сети, были засекречены в связи с особой важностью воздушного сообщения с блокадным Ленинградом. Считается, что многие усовершенствования и преобразования вологодского авиаузла связаны с намерением обеспечить более эффективную перевозку грузов к осужденному городу.

 

Главные новости Вологды за неделю
100-летние «страсти-мордасти»
Похоже, что в год своего 100-летия руководство и игроки петербургского «Зенита» не справляются с давлением
25-03-2025 1 комментарий 509 просмотров
Ощущение дежавю. Превью серии «Спартак» - «Северсталь»
А чтобы не было повторения результата прошлого года, у наставника череповецкой команды есть план, как обыгрывать столичных соперников в плей-офф Кубка Гагарина
25-03-2025 688 просмотров
«Небывалый зрительский интерес». В «Северстали» назвали минувшую «регулярку» лучшей в истории
Накануне директор череповецкого клуба и главный тренер команды провели пресс-конференцию, посвященную итогам регулярного чемпионата-2024/2025
25-03-2025 507 просмотров