Баллада о самой женской профессии
Как ни крути, но статистика действительно очень упряма. Она безапелляционно утверждает, что в нашей стране профессия педагога является одной из самых «женских» среди всех существующих профессий. В целом по стране удельный вес педагогов-женщин превышает 80 процентов, а на отдельных направлениях (скажем, в дошкольном воспитании или филологии) превышает 90 процентов.
- Я бы усилила ваше представление о преимущественно женском характере нашей профессии, - говорит кандидат педагогических наук, директор Института педагогики, психологии и физвоспитания Вологодского госуниверститета Татьяна Александровна Поярова. – Вы назвали только два направления – работу с дошколятами и филологию. Но даже те сферы педагогики, которые могут показаться более подходящими для мужчин, имеют количественный «перекос» в сторону женщин.
Наглядный пример: у нас в университете на кафедре физики завкафедры мужчина, еще несколько педагогов-мужчин, но и здесь, к сожалению, женщины численно преобладают.
- А почему «к сожалению», Татьяна Александровна? Женщина теплее, заботливее, внимательнее…
- Все верно. Но мы воспитываем не только девушек, но и парней. Им нужен мужской пример, обаяние мужской личности. Да и на девчат педагог-мужчина может оказать большее влияние, чем педагог-женщина. А то ведь у нас, стыдно признаться, даже на кафедре физвоспитания «матриархат»!
Это не значит, что я выступаю за «дефеминизацию» педагогики. В идеале мужчины и женщины должны быть представлены в той пропорции, которая способствует высокой эффективности обучения. И это совсем не обязательно 50 на 50 процентов, но уж, конечно, не 80 на 20 процентов, как сейчас.
- А почему сложился такой дисбаланс в пользу педагогов-женщин?
- Мне кажется, это связано с невысоким общественным статусом нашей профессии. Дело даже не в недостаточном уровне денежного вознаграждения, хотя и этот фактор нельзя сбрасывать со счетов. За последние десятилетия профессия педагога утратила свой сакральный авторитет среди самих учащихся и их родителей.
Сегодня учителя по сути беззащитны перед классом. Они не могут по-настоящему приструнить шалунов и бездельников, чтобы не нарваться на большие неприятности. В такой обстановке и без того нелегкий труд учителя превращается в каторжный.
При этом растущие требования к педагогам нередко вступают в противоречие с готовностью государства и общества обеспечивать нам современную материально-техническую базу. Компьютеры музейной старины; помещения, остро нуждающиеся в ремонте; дефицит финансирования – все это имеет место. И, конечно, буквально выталкивает мужчин из нашей профессии. Мужчин меньше, их везде не хватает, поэтому им легче найти профессию, где труд ценится выше и созданы нормальные условия. Женщины в этом плане более уязвимы, им часто просто не из чего выбирать.
Такая вот баллада о самой женской профессии…
Подготовил Михаил Ростов.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии