Путешествие по лезвию бритвы
Кто-то считает, что время подлинной литературы закончилось. Литература выродилась либо в «палп фикшн» (бульварное чтиво) на потребу невзыскательных читателей, либо в экзистенциальные литературные опыты, смысл которых зачастую непонятен даже самим авторам.
Что греха таить: эта точка зрения имеет право на жизнь. Но не лишено оснований и противоположное мнение. Есть еще «в русских селениях» литераторы, которых Всевышний наградил и светлым талантом, и неизбывным трудолюбием, и необычным взглядом на окружающий мир и происходящие в нем события.
С одним из таких представителей современной литературы – 45-летним московским беллетристом Николаем Смирновым - корреспондент «Вологда-Поиска» встретился в помещении Вологодской областной библиотеки им. Бабушкина.
Наш собеседник - не просто литератор, посвятивший свое творчество российской истории. Это пытливый исследователь, который не признает протоптанных дорог. Он ищет затерянные тропы и не гнушается идти целиной: лишь бы вперед, лишь бы навстречу Истине…
Николай приехал в Вологду на презентацию новой книги «Сказание об Иргень», которую написал в соавторстве с женой Ольгой Ереминой. Произведение посвящено доисторическим временам, о которых не сохранилось по-настоящему достоверных свидетельств. Возможно, именно это обстоятельство позволило литературоведам причислить «Сказание об Иргень» к жанру научной фантастики. Хотя полтысячи страниц романа населены немалым количеством реальных исторических персонажей, обитавших в VI веке до нашей эры в Ойкумене (так древние греки называли территорию, известную тогда европейцам).
Но меня, говоря откровенно, больше интересовало другое произведение Смирнова и Ереминой – биография выдающегося советского писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова, изданная в знаменитой серии «ЖЗЛ (жизнь замечательных людей)».
- Николай, почему именно Ефремов? К тому времени, когда вы вошли в возраст активного чтения, этот писатель давно умер.
- Вы же знаете знаменитое выражение «Рукописи не горят». Писатели не умирают, пока живы их книги. А такие книги Ивана Ефремова, как «Туманность Андромеды», «Час быка», «Таис Афинская», «Лезвие бритвы» - это золотой фонд научной фантастики, они будут жить до тех пор, пока люди не утратят способность читать.
- И все-таки в наше время популярность произведений Ефремова не столь высока, как полвека назад, когда появились на свет его лучшие книги. С чем это связано, как вы думаете?
- Популярность чтения в целом очень сильно упала, так что Ефремов не является несчастным исключением из правил. В конце 80-х годов на волне гласности интерес к литературе совершил сверхъестественный прыжок вверх, и тогда шла речь об издании собрания сочинений Ивана Антоновича Ефремова с немыслимым по теперешним стандартам тиражом: два миллиона экземпляров! Причем издательства буквально соревновались за право реализовать этот проект. А сегодня, задумав подготовить академическую биографию такого замечательного писателя, как Ефремов, мы с супругой с трудом нашли средства, чтобы издать... менее одной тысячи экземпляров. Почувствуйте разницу!
- Недавно на экраны вышел фильм «Время первых», посвященный космическому полету Павла Беляева и Алексея Леонова. В этой картине есть любопытный эпизод: тогдашний глава государства Брежнев увлеченно смотрит фильм «Туманность Андромеды» по книге Ефремова. Но в отличие от генсека ЦК КПСС тогдашние критики сочли «Туманность андромеды» провалом, и фильм прошел, как принято говорить, вторым экраном…
- Экранизировать фантастику вообще тяжело, а в то время (в середине 60-х годов) было еще труднее, чем сейчас. Но я не думаю, что вину за качество экранизации можно возлагать на Ефремова. Книга «Туманность Андромеды» - выдающееся произведение, ставшее нарицательным среди поклонников фантастики. Как, впрочем, и другие романы Ефремова - «Час быка», «Лезвие бритвы»…
- Мне кажется, при всем своем даровании Ефремов был «несвоевременным» писателем. Народ и партия коммунизм строят, а он тут со своим космосом…
- Это не совсем так. И даже совсем не так. Иван Антонович был лауреатом Сталинской премии, кавалером нескольких орденов за заслуги в литературе и науке (он был не только писателем, но и ученым-палеонтологом). Вы спросите, почему? Дело в том, что красной нитью его творчества была эволюция человека посредством коммунистических идей, поэтому «сильные мира сего» из руководства страны относились к нему благосклонно. Высоко ценили Ефремова и в Союзе писателей СССР: путевку в большую литературу ему дал сам Алексей Толстой, Лев Кассиль о нем отзывался в самых восторженных тонах, а Павел Бажов называл литературный стиль Ефремова платиной русской литературы!
- Николай, не сочтите мой вопрос эпатажным… или сочтите таким, как хотите, но постарайтесь ответить искренне. Вы так много времени и сил отдали изучению творчества писателя, верящего в множественность обитаемых миров. А вы сами верите в инопланетян?
- Мне трудно представить, чтобы в вечной и бесконечной Вселенной только один-единственный раз на одной-единственной планете возникли условия для появления разумной жизни. Конечно, я верю, что мы не одиноки во Вселенной.
Иной вопрос, сумеем мы когда-то связаться с другими цивилизациями? Боюсь, в своем нынешнем виде наше человечество мало интересно представителям других цивилизаций, которые ищут себе достойных партнеров. По космическим масштабам мы находимся на начальной ступени технологического и нравственного развития. И, кажется, не очень стремимся покинуть эту ступень…
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии