На злобу дня
4
526

Что-то не заводится… Раскрыты данные о падении производства в машиностроении

Оценивая итоги уходящего года, приходится с грустью констатировать, что надежды на импортозамещение в российской машиностроительной отрасли на данный момент не оправдались. Слишком радужными оказались и расчеты на то, что взамен отвернувшегося от нас «коллективного Запада» в отечественное машиностроение валом повалят партнеры  с «коллективного Востока» (прежде всего из Китая и Индии). Как оказалось, зависимость наших машиностроителей от европейских, американских, японских и прочих «недружественных» компаньонов слишком велика, чтобы ее можно было преодолеть в рамках одного календарного года, а китайцы и индусы готовы жить с нами по принципу «давайте говорить друг другу комплименты», но не нарушая при этом антироссийских санкций.    

Как бы там ни было, падение производство в машиностроении с января по октябрь 2022-го превысило 7 процентов «год к году»: это худший результат со времен «крымской весны». Хотя если вспомнить обо всем негативе, который обрушился на головы наших машиностроителей с незабвенного февраля с.г., все могло быть гораздо хуже. Тут сошлись в одной точке, пользуясь хрестоматийным выражением, «вода и камень, стихи и проза, лед и пламень». Из-за антироссийских санкций возник дефицит комплектующих, существенно усложнилась логистика, сократились объемы экспорта готовой продукции,  ушли из страны многие западные компании, упала покупательная способность населения. Воистину идеальный шторм!

Так что 7 процентов падения можно было бы считать только что не удачей, если бы не несколько сопутствующих обстоятельств. Средняя цифра коварна тем, что не дает полного представления о ситуации, поскольку машиностроение – это очень многообразная отрасль. И если, скажем, производство сельхозтехники снизилось всего на 4 процента, а производство компьютеров, электродвигателей и летательных аппаратов даже немного выросло, то производство железнодорожных локомотивов упало более чем на 15 процентов, производство бытовой техники - почти на 40 процентов, а производство автомобилей поставило абсолютный антирекорд XXI столетия: за один год эта системообразующая отрасль «упала» почти на 300 процентов!

Говоря о перспективах 2023-го года, эксперты не спешат порадовать нас оптимистичными прогнозами. Темпы спада машиностроения, скорее всего, уменьшатся, но переход отрасли к подъему в нынешних условиях – задача со многими неизвестными…