Что же на самом деле – «Налог на профессиональный доход?
С этого года в России вступил в действие новый закон, который уже стал известен как «Налог на самозанятых». Он породил огромное количество слухов, домыслов и страхов, большинство из которых далеки от реальности. Мы постарались собрать разные мнения: что же на самом деле – «Налог на профессиональный доход».
В чем суть
Первое, что стоит запомнить, – новый закон пока лишь эксперимент. Он позволит сформировать упрощенную систему сбора налогов для самозанятых.
Эксперименту предшествовал пробный вариант – двухлетние налоговые каникулы (2017 и 2018 гг). В ответ на выход из «серой зоны» государство позволило не платить самозанятым налоги и страховые взносы. Правда, это коснулось только некоторых категорий работников: няни и сиделки, репетиторы, а также работники, предоставляющие услуги уборки жилья и ведения домашнего хозяйства.
Второе: закон вступил в силу только в четырех регионах, которые стали участниками эксперимента: это Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан. Именно в этих субъектах самозанятые начнут платить налоги по особой ставке: 4% от дохода при сотрудничестве с физическим лицом и 6% при сотрудничестве с юридическим лицом. В остальных регионах каникулы продлятся до 2020 года, после чего все участники должны будут зарегистрироваться как ИП.
Кроме того, закон дает льготы: участники эксперимента освобождаются от уплаты подоходного налога и налога на добавленную стоимость. При этом схема регистрации и уплата налога максимально упрощена: сделать это можно с помощью бесплатного мобильного приложения «Мой налог».
Экспериментальный кодекс рассчитан на 10 лет, и за эти годы его условия не будут меняться, а значит, не будут меняться и налоговые ставки, которые заплатят работники. И многим это показалось выгодным. По информации ТАСС, первые две недели января 2019 года только в столице в налоговой службе в качестве самозанятых зарегистрировалось более восьми тысяч москвичей.
А как в жизни?
Баночки, кисточки, лаки и краски. Как тот или другой оттенок ляжет на волосы и как он будет смотреться, Ольга Вересова может предсказать безошибочно. В индустрии красоты она работала всю свою взрослую жизнь. Сначала в салоне, где получала проценты от проделанной работы. Потом стала арендовать место и оформилась как предприниматель. Но кризис 2008 года больно ударил по сфере услуг – количество клиентов резко снизилось, и Ольга ликвидировала свое ИП – заработок не позволял оплачивать налоги. С тех пор никаких отчислений она не делает.
– Я понимаю, что стаж не идет, и понимаю, что пенсия будет только социальная. Но, с другой стороны, мне ее уже все равно не заработать. И если выбирать, то сейчас бы устроилась на постоянную работу, так как в моей профессии нет стабильности, и не знаешь, когда будут деньги, а когда придется сидеть «на мели», – делится Ольга.
Про налог на самозанятых она, конечно же, слышала. Старается искать в интернете разные мнения. Пока большинство положительные – многие уже зарегистрировались и платят разумную сумму. Но как будет в действительности, проверять не торопится: не такие большие доходы, чтобы отчислять процент в государственную казну. Да и вернет ли что-то в ответ страна?
Страхи и мифы
Но не все так спокойны и даже безучастны. Все-таки новый закон породил волну негатива, многие возмущаются: государство пытается залезть в карман самым бедным. Ведь многие и так едва сводят концы с концами.
Ирина Полякова – фотограф и мама двоих детей. Сейчас находится в декрете и время от времени берет заказы на фотосессию. Подкидывает малышей бабушкам, а сама с фотоаппаратом уезжает поработать. Снимает родителей с детьми и влюбленные пары, и просто желающих получить красивый портрет. Заработанные деньги тратит на оплату секций для старшего и игрушки для младшей. Папиной зарплаты на семью из четырех человек хватает с трудом.
– Я не против делать все по закону. Но пусть сначала сделают выплаты по уходу за ребенком такие, чтоб на жизнь хватало этому малышу, а потом уже просят меня тем, что я сама своим трудом добыла для этого малыша, поделиться, – возмущается молодая мама.
И так считают многие, потому и в «серой зоне» крутятся очень большие деньги. По данным Минтруда, примерно 15-20 миллионов жителей России трудоспособного возраста работают без оформления, а значит, не платят налоги. И государство в любом случае будет пытаться вывести их на «чистую воду».
– Надо понимать, что каждый, кто извлекает доход, обязан себя как-то легализовать, – поясняет президент Союза Вологодская торгово-промышленная палата Галина Телегина. – Для этого, например, существует патентная система. Она очень простая – берешь патент на месяц или на полгода, платишь взнос и работаешь. Можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. В каждом случае разные ставки и условия. И есть определенный норматив – размер дохода. Надо определиться, в какой ценовой нише ты работаешь, и таким образом зарегистрироваться. Самозанятые – это еще один способ легализовать свой доход. Он поможет и тем, кто боится лишней отчетности и проверок, – схема для этой категории очень простая. А что насчет проверок, так они в любом случае будут – налоги платить должны все!
В Вологодской области новый закон пока не работает, но предприниматели все равно беспокоятся – чего стоит ждать от нововведений? Президент союза Галина Телегина считает: делать прогнозы пока рано – закон экспериментальный, система еще только нарабатывается. Надо посмотреть, как покажет себя проект в пилотных регионах.
На вольных хлебах
Каждый, кто собирается начать работать на себя, как основной довод приводит свободный график. Не надо ежедневно ездить в офис к восьми утра. Не надо ждать пяти вечера, чтобы наконец-то заняться своими делами. Владимир Мишин еще в университете решил, что его жизнь будет проходить именно так. Первый опыт – свадебный фотограф. Потом фотоаппарат заменила видеокамера, плюс Володя научился сам монтировать свои съемки, и заработки выросли в несколько раз.
Работал Володя и на постоянной должности со стабильной зарплатой, но выдержал не больше двух лет: биться на два фронта тяжело, а бросать прибыльный свадебный бизнес не хотелось. Сейчас его доход позволяет снимать жилье и чувствовать себя очень комфортно.
– Мое мнение, налог на самозанятых – лишний. Я и так плачу массу налогов: НДС, налог на имущество, акциз на бензин. Если нас обяжут что-то платить, то буду вечно стоять на учете в службе занятости как безработный, – то ли он шутит, то ли говорит серьезно.
Оптимизация с минусом
С новым налогом для самозанятых связан еще один страх вологжан. Он гораздо меньше, чем на обычного работника, и есть опасение, что недобросовестные предприниматели начнут выводить своих сотрудников за штат, оформляя их как самозанятых, по сути, принуждая сидеть на рабочем месте и выполнять ту же нагрузку. В этом случае потеряют и государство, и сами работники.
– Я общаюсь с предпринимателями и получаю информацию, что они очень довольны этим нововведением, потому что видят в нем возможную, скажем корректно, оптимизацию налогов. Если реальное предприятие будет использовать такую схему для ухода от налогов, это может привести к серьезным бюджетным потерям, – рассказал в интервью ТАСС уполномоченный по правам предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев.
Впрочем, чего больше в новом законе – плюсов или минусов, – покажет время. Эксперимент рассчитан на 10 лет, а это достаточный срок. Его итоги подведут в 2029 году.
Татьяна Рыжкова
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии