image

Дожили: российский бензин становится самым дорогим в Европе!

На злобу дня
icon 09:55
icon 3 550 просмотров
icon Михаил Ростов
Фото freepik.com
Фото freepik.com

 

Справедливости ради заметим, что и до «коронавирусного апокалипсиса» российские цены на бензин были неприлично высокими для нефтедобывающей страны. 

Если исходить из средней цены за литр АИ-95 на уровне 46 рублей (порядка 0,7 доллара), то наш отечественный бензин обходился автомобилистам вдвое дороже, чем в Казахстане и Туркменистане; в пять раз дороже, чем в Кувейте и Саудовской Аравии; в десять раз дороже, чем в Иране и Нигерии; и, наконец, почти в сто раз (!) дороже, чем в Венесуэле.  

Но в сравнении с развитыми европейскими странами, где нефть либо не добывается, либо добывается в недостаточных объемах, Россия все же выигрывала. Например, в Германии средняя цена бензина, аналогичного АИ-95, в начале этого года достигала 1,2 доллара за литр; во Франции – 1,3 доллара за литр; в Швеции – 1,5 доллара за литр; в Швейцарии – 2 долларов за литр. 

Но резкое падение цен на моторное топливо, произошедшее на фоне перепроизводства нефти и пандемии COVID-19, заставило владельцев европейских автозаправок оперативно отрегулировать цены, причем в некоторых странах они упали в полтора раза и более. В то же время в России ситуация на нефтяном рынке не привела к существенной корректировке цен. Больше того, в последние дни бензин на наших отечественных АЗС продолжал медленно, но верно дорожать. 

Да и может ли быть иначе, если удельный вес налогов в структуре цен на российский бензин превышает 65 процентов? А это значит, что главный регулятор цен – вовсе не владельцы АЗС, а государство, формирующее такую чудную налоговую политику.

Как бы там ни было, но информация о том, что Россия может превратиться из экспортера бензина в его импортера, отнюдь не кажется мне невероятной. Тем более что такой период в жизни страны уже был: в 90-е годы из-за массовой остановки нефтеперерабатывающих заводов России приходилось импортировать крупные партии нефтепродуктов извне, преимущественно из Финляндии и Норвегии. 

Сегодня круг возможных деловых партнеров, способных залить Россию дешевым бензином, даже расширился. В этом качестве может выступить не только Беларусь, которая всегда с большим размахом паразитирует на экономических трудностях своего великого соседа, но и Китай, стремительно восстанавливающий индустриальную мощь после коронавирусного стресса…