Экономика
496

Спрячь за высоким забором торговлю: что скрывают засекреченные данные о состоянии импорта?

Удивительно, но ответ на вопрос, вынесенный мною в заголовок, не знает даже ведущий российский специалист в сфере внешней торговли – президент Ассоциации экспортеров и импортеров Андрей Поденок. В интервью изданию «АиФ» он сообщил, что главный источник подобной информации – статистика Федеральной таможенной службы России – закрыт от широкой общественности, поэтому оценивать ситуацию можно только приблизительно.

Но даже без точных данных трудно сомневаться, что импорт товаров из-за рубежа не просто снизился и даже не упал, а в буквальном смысле провалился. Дело в том, что прошлый год был для российских импортеров исключительно успешным. С января по декабрь 2021-го года в нашу страну ввезено продукции почти на 300 миллиардов долларов – это рекордно высокий показатель за последние десять лет. Что же касается нынешнего года, то здесь фигурирует совсем иной порядок цифр. Так, вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров считает, что годовой уровень так называемого параллельного импорта достигнет лишь 20 миллиардов долларов. Как говорится, почувствуйте разницу…

При этом любому здравомыслящему экономисту понятно, что наполеоновские планы импортозамещения, о которых у нас разглагольствуют с начала «войны санкций» в 2014-м году, оказались несостоятельны. Лучше других отреагировало на частичное сворачивание внешней торговли сельское хозяйство: селяне сумели извлечь выгоды из снизившейся конкуренции с западными производителями и укрепили свои позиции как в земледелии, так и в животноводстве. Зато высокотехнологичные отрасли отечественной промышленности бездарно проспали прошедшее восьмилетие после «крымской весны». Россия не смогла (да и не очень-то старалась) заместить столь ненавистный нам «коллективный Запад» ни в автомобилестроении, ни в авиастроении, ни в производстве компьютерной техники. В критической зависимости от импорта остались российское судостроение, фармацевтика и даже оборонная отрасль, что кажется немыслимым в условиях специальной военной операции!

Не оправдалась и ставка на переориентацию внешней торговли, в том числе импорт, с «недружественного» Запада на «дружественный» Восток. Даже великий и могучий Китай, как оказалось, может заместить не более четверти российского импорта, выпавшего из оборота на фоне украинского кризиса. Что уж говорить об экономических карликах, которые не связаны санкциями и готовы поставлять товары на российский рынок, но, как гласит пикантный анекдот, что с них взять, кроме анализов?