Стихийный ремонт Красного моста продолжается: к делу подключились граффитисты

Общество
17:47
792 просмотра
Михаил Скляр

 

Это как раз тот случай, когда уместно вспомнить знаменитую стихотворную строку Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»  На Красном мосту, который в прошлом году пережил сразу два стресса – аварию и ремонт, – появилось визуальное украшение: граффити с изображением ноги, подпирающей пешеходную часть моста. 

Казалось бы, вздор, не о чем говорить. У какого-то художника от слова «худо» зачесались руки, вот он и реализовал свой творческий зуд таким нестандартным способом. Но все не так просто. Подобная мазня на общественных сооружениях – административное правонарушение, которое карается денежным штрафом в сумме до 3 тысяч рублей. И если многие вологодские СМИ, не исключая официальных рупоров власти, отнеслись к появлению этого граффити с юмором, то это свидетельствует сразу о нескольких неприятных вещах.  

Первое: похоже, мы уже отчаялись увидеть свой город чистым и ухоженным. На фоне переполненных мусорных баков, грязного катка дорог и тротуаров, руин и пожарищ во всех районах Вологды, в том числе в центральной части города, – на всем этом фоне амбициозной большой деревни какие-то «каляки-маляки» на опоре пешеходного моста воспринимаются с обреченным безразличием. Примерно как зрелище похоронной процессии: печально, но что же тут поделаешь? 

Второе: городская власть явно не поспевает за решением самых пустяковых проблем, не говоря уже о чем-то более существенном. Нетрудно понять, что при всей своей художественной вторичности этот рисунок потребовал от автора (или авторов) определенного времени. Получается, что в самом центре областной столицы, где сосредоточено немало административных зданий, можно так вот запросто пришвартовать лодку у одного из важных объектов жизне­обеспечения и беспрепятственно делать то, что душе угодно. А если, допустим, чьей-то душе будет угодно «украсить» мостовую опору не безобидной ногой оранжевого цвета, а зарядом взрывчатки мощностью пару-тройку кило в тротиловом эквиваленте? Тоже будем «мысленно аплодировать», как герой романа «В августе 44-го»? 

Третье: горожане недовольны ситуацией в областной столице, это бесспорный факт. Но их протест осуществляется несколько странным способом. Вместо того, чтобы более активно участвовать в жизни своего города, более энергично выражать свое мнение через структуры гражданского общества, они уходят в «астрал» ернических забав. Которые, заметим, по сути дела ничего не изменят, но дадут власти возможность использовать административный ресурс не там, где это нужно. 
В конце минувшего года наши законодатели уже приняли закон, ужесточающий ответственность за «наскальную живопись» в населенных пунктах области. У депутатов почему-то не нашлось более важной темы для завершения парламентского года. Притом что во многих городах мира неорганизованное художественное творчество в форме граффити давно уже организовали и поставили на службу обществу. 

Наиболее выразительный пример – останки знаменитой стены, которая до конца 80-х годов разделяла Западный Берлин с Восточным. Полтора километра серого бетонного забора, которые по решению городского собрания были не разобраны на память об эпохе двух Германий, стали настоящей картинной галереей граффити. И надо сказать откровенно: некоторые из представленных здесь работ по уровню мастерства нисколько не уступают работам традиционных художников. 
Возможно, этот исторический прецедент покажется натянутым. Берлинская стена так или иначе была приговорена к гибели, и если бы не граффитисты, то ее бы просто снесли. Пусть так: есть иные примеры, в том числе достаточно близкие нам географически. 

В городе-герое Москве, который дорожит своим внешним видом как минимум не меньше, чем Вологда, представителям субкультуры граффити были отданы целые кварталы пятиэтажных домов в районе станции метро с близким любому вологжанину названием «Бабушкинская». 

После того, как граффитистам дали уникальный шанс превратить здешние стены в холсты для воплощения художественных идей, маленький Бабушкинский район в Северо-Восточном административном округе столицы в буквальном смысле преобразился. Причем до такой степени, что некоторые из его улиц были переименованы: вместо привычных названий «имярек» карту столицы украсили улицы с выразительными названиями Янтарная, Изумрудная и тому подобными. А сам Бабушкинский район с микроскопическим по московским масштабам населением (по итогам последней переписи населения – в пределах 85 тысяч человек) был признан самым благоустроенным районом Москвы!

Жаль, что все это не про нас с вами. В граде Вологде жизнь строится по мотивам 3-го закона Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Вы меня ограничиваете, а я не ограничиваюсь. Вы меня тычете физиономией в серое бытие, а я вам в отместку оранжевую ногу на мосту нарисую… 

Главные новости Вологды за неделю