Экономика
13
2 336

Стукнул по карману – не звенит: оборот вологодской торговли резко сократился

Абсолютные цифры торгового оборота в нашем регионе производят впечатление: за первые два месяца 2023-го года вологжане приобрели товаров на 38,8 миллиарда рублей. Но, как известно, всё в этом мире относительно. По сравнению с тем же периодом 2022-го года вологодская торговля переживает очевидный спад: в январе-феврале совокупная выручка наших магазинов сократилась на 17,2 процента – почти на полтора миллиарда рублей ежемесячно. 

Причем сравнение двух стартовых месяцев нынешнего года с их прошлогодними «собратьями» выглядит сравнительно благопристойно. Если же оценивать показатели января и февраля 2023-го на фоне декабря 2022-го, то ситуация приобретает еще более устрашающий вид: падение оборотов вологодской торговли превысило 3,5 миллиарда рублей в месяц.

Обращает на себя внимание одна особенность, не свойственная прежним кризисам. Раньше покупатели в первую очередь экономили на непродовольственных товарах, в то время как покупки продтоваров, как правило, сохранялись на прежнем уровне (а покупки алкоголя по понятным причинам даже возрастали). Но на сей раз алгоритм торговых потерь строится с точностью до наоборот.  Падение спроса на продтовары превысило 20 процентов, спрос на непродовольственные товары сократился лишь на 13 процентов.   

Впрочем, не все цифры настолько безрадостны. Нельзя не заметить, например, резкого роста оборота на областных розничных рынках и ярмарках. В феврале 2023-го учтенная выручка от продаж в этом секторе торговли увеличилась «год к году» почти на 40 процентов. Но надо иметь в виду, что речь идет о довольно незначительных цифрах. Даже сейчас, с учетом резкого роста показателей, весь оборот «неорганизованной» торговли в Вологодской области не дотягивает и до 50 миллионов рублей в месяц.  

И еще одно неприятное обстоятельство. 17 с лишним процентов падения торгового оборота сделали наш  субъект РФ худшим в Северо-Западном федеральном округе. Справедливости ради, без потерь не обошелся ни один регион СЗФО, но потеря потере рознь. Скажем, годовое уменьшение торгового оборота в Мурманской области не превысило полпроцента, а северные соседи вологжан  - архангелогородцы – сократили потребительскую активность лишь на 5 процентов…