Таксисты решили Объявить забастовку из-за низких тарифов и участившихся рейдов по нелегалам
О намерении объявить общую забастовку вологодские таксисты заявили в одном из популярных интернет-пабликов. В итоге, правда, «гора родила мышь», и реально на смену не вышли лишь несколько десятков человек, но сам факт говорит о проблемах в сфере таксоперевозок. Ситуация при этом более чем спорная, так как пассажиры отнюдь не считают тарифы на такси заниженными.
Мнение таксистов: «Дайте работать!»
Вологжанин Сергей Дубовский – тот самый, который был инициатором забастовки и разместил объявление о ней, – объяснил свой протест в двух словах: «Работать нереально».
– Причина забастовки? В первую очередь низкие тарифы на поездку, с такими тарифами мы не сможем даже оформиться в качестве ИП и заплатить налоги, – объясняет подробности таксист. – Вы сами прекрасно видите, какие у нас цены, – работаешь на один бензин и запчасти. А у большинства еще и семьи дома ждут, которые надо кормить и одевать.
Как говорит Сергей, речь идет именно о забастовке водителей: диспетчерские службы «и так имеют свой процент» с каждой поездки, да и основное требование по поводу тарифов, по сути, обращено именно к ним.
– К примеру, лет восемь назад за смену около 12 часов я зарабатывал до трех тысяч. Бензин в то время стоил примерно рублей 14-15, и из этой суммы я тратил на заправку 500 рублей, а остальное нес домой, – продолжает таксист (справедливости ради, наш собеседник немного путает то ли цифры, то ли даты: в 2011 году цена за топливо уже перевалила за 25 рублей за литр. – Прим. ред.). – Тарифы, кстати, тогда были: 60 рублей по району, 70 – в соседний район и 90 – через весь город. А сейчас что получается – за смену максимум 1300-1800, из которых эти же 500 я отдаю за бензин. И заметьте – мне отпуск никто не оплачивает, машину мне никто не ремонтирует, это все за свой счет!
Еще момент – ни у одного водителя, который работает – именно работает, а не подрабатывает, – в такси я ни разу не видел трудового договора. Многие мои друзья готовы выйти из тени, создайте нам условия: беспроцентный заем на авто, дешевые ремонты, ГСМ со скидкой. Мы не просим поднять тарифы до 500 рублей за поездку, но увеличить их надо примерно вдвое. Вот тогда к вашему подъезду будет подъезжать не убитая «шестерка», а хорошая вымытая иномарка с легальным шофером за рулем.
По словам Дубовского, сейчас только в Вологде в общей сложности порядка 10 тысяч человек («Может быть, меньше, но ненамного», – уточняет Сергей) занимаются извозом. Соответственно, конкуренция растет, а число заказов падает: если раньше было по 25-30 за смену, то теперь примерно вдвое меньше. Причина, по его мнению, в отсутствии нормальной работы у вологжан: «Ее практически нет вообще, вот все и ломанулись». Кстати, помимо прочего, такая ситуация дает возможность диспетчерам демпинговать – снижать цены до минимума: работники все равно найдутся.
Мнение пассажиров: втридорога не поедем
Вологжане, пользующиеся услугами такси, действующие тарифы отнюдь не считают заниженными: даже при нынешних ценах пассажиры говорят, что стараются сократить число поездок, так как это серьезно сказывается на личном и семейном бюджете.
– Сейчас я беременна на седьмом месяце, ходить пешком или ездить на автобусе, так скажем, не всегда удобно, поэтому периодически беру такси, – рассказывает Мария. – Но это на крайний случай, потому что поездки «съедают» кучу денег. В случае повышения тарифов решение будет однозначным: откажусь совсем.
При этом пассажиры обращают внимание на разброс цен: так, поездка из центра Вологды в район улицы Конева у «057» стоит 110 рублей, у «Везет» – порядка 160, при желании можно найти у оператора, недавно пришедшего на рынок, цену в 95 рублей, а у иных она обойдется и в 200. Что интересно, шанс поймать нужную машину зависит от оператора, но на вызов от разных диспетчерских служб нередко приезжают одни и те же автомобили. Обслуживание, по словам Марии, тоже оставляет желать лучшего.
– Единых стандартов для такси, я так понимаю, не существует, поэтому получается игра в рулетку: один раз попадется нормальный водитель, в другой раз – лихач, в третий – матершинник, в четвертый раз в салоне накурено, что, согласитесь, далеко не каждому приятно. Было бы неплохо, если бы таксисты перед тем, как бастовать, придумали для себя что-то вроде кодекса корпоративной этики, – говорит молодая женщина.
Мнение властей: «стимулировать» кнутом
Чтобы уточнить ситуацию на рынке, а заодно поинтересоваться, можно ли каким-то образом повлиять на спорный вопрос о тарифах и вывести таксистов из тени, мы обратились с запросом в областной департамент дорожного хозяйства и транспорта. В том числе задавали и вопрос о возможных способах стимулирования частников.
Пока что чиновники настроены очень решительно. В письменном ответе департамента сразу несколько абзацев посвящены карательным мерам в отношении нелегалов. По мнению властей, нынешние штрафы занижены. За перевозку пассажиров без разрешения и лицензии водителей сейчас накажут на сумму от 500 до 2000 рублей. И в Госдуме находится на рассмотрении инициатива вологодского Заксобрания об увеличении штрафов. Также власти всемерно поддерживают конфискацию машин до суда при выявлении нарушений.
– С нашей точки зрения, это очень значимая мера, которая имеет большой резонанс среди нелегальных перевозчиков, так как гражданин фактически лишается транспортного средства до принятия решения судебного органа, – прокомментировали в департаменте.
По статистике ведомства, за 2018 год полиция составила более 500 протоколов в отношении нелегалов, в 203 случаях автомобили были конфискованы. Еще 20 протоколов на счету налоговой, семь – непосредственно департамента (пять штрафов и два предупреждения). Всего за минувший год прошло 36 совместных рейдов по «охоте на таксистов».
При этом, похоже, о самом рынке таксоперевозок чиновники знают не все: приведенные ими цифры подтверждают наше предположение – такси ушло глубоко в «подполье».
– Количество действующих разрешений в Вологодской области составляет 1222 единицы (напомним, сами таксисты называют другую цифру – около 10 тысяч «частных извозчиков». – Прим. ред.), за январь-февраль 2019 года выдано 73 разрешения. Реестр разрешений находится в свободном доступе для просмотра и получения информации. Разрешения диспетчерским службам «Яндекс», «Везет», «Максим» и так далее департаментом не выдавались, – сообщили в дорожно-транспортном ведомстве.
На тарифы государство также не влияет никоим образом: по постановлению Правительства РФ 2009 года, услуги такси оказываются по договору фрахтования между перевозчиком и клиентом, в том числе в устной форме (пассажир, естественно, вправе отказаться от предложенных условий). Госрегулирование цен на перевозки не предусмотрено.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: власти и контрольно-надзорные органы даже не располагают точной информацией о состоянии рынка таксоперевозок, зато активно борются с ним при помощи санкций.
Мнение бизнеса: бастуйте, не бастуйте – тарифы будут прежними
– Тарифы такси мы формируем исходя из прожиточного минимума и уровня зарплат вологжан, плюс из расходов на бензин и обслуживание машин, с учетом уровня конкуренции в нашей сфере, – рассказал «Нашей Вологде» директор диспетчерской службы «Димон» Юрий Тарбаков. – Повышение в два раза сейчас просто невозможно, ни одна диспетчерская служба не станет работать с такими водителями. Пассажиры не потянут такие цены, машины встанут. Откуда разброс в тарифах? Сегодня мы, к сожалению, не сможем прийти к единым ценам – слишком велика разница в масштабах между местными и федеральными диспетчерскими службами. Могу прокомментировать и приход на вологодский рынок перевозчика Uber: на мой взгляд, глобально это ситуацию не изменит, кроме того, по моим сведениям, это иностранное предприятие объединило усилия с «Яндекс. Такси» (традиционно «Яндекс» и «Убер» считаются конкурентами. – Прим. ред.), так что, по сути, ничего не поменяется. Что касается доходов таксистов и их легализации, то, мне кажется, выходом из положения станет закон о самозанятых гражданах – наша область, к сожалению, пока не попала в этот проект, ждем. При существующей системе и тех расходах, которые несет водитель, налоги в качестве ИП для него действительно неподъемные: ошибка, как мне кажется, заключается в том, что суммы налогов устанавливаются исходя из цен в мегаполисах – там это, возможно, копейки, а для вологжан эти налоги – неподъемные. Хотелось бы видеть разницу в подходе к разным регионам, и, на мой взгляд, власти могли бы бороться с теневым рынком не только санкциями и наказаниями – тем более, считаю, он существует во многом из-за несовершенства наших законов. Давно известно, что чем больше запретов, тем больше нелегалов.
P. S. В понедельник, 25 марта – намеченную дату начала забастовки, мы снова связались с Сергеем Дубовским. Он посетовал, что на линию отказались выходить не больше 1% его коллег: «Остальных, видимо, все устраивает». При этом, по его словам, изначально желающих было намного больше, но люди побоялись потерять работу.
Андрей Паутов
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии