image

Царица дорог ГИБДД объяснила очередь в 1000 человек на пересдачу экзамена по вождению

На злобу дня
14:30
619 просмотров
Николай Васильев

Ответы выглядят неубедительными, а будущее рынка автошкол - коррупционным.

С осени прошлого года по февраль нынешнего в Вологде "накопилась" очередь около 1000 человек на пересдачу экзамена по вождению. Ситуация неординарная. Недовольны и начинающие водители, и автошколы; настроения доходят чуть ли не до митинговых. 5 февраля руководство ГИБДД УМВД России встретилось с вологодскими журналистами и дало свои разъяснения по этому поводу.

Не сложно догадаться, что виноваты, с точки зрения ГИБДД, сами кандидаты в водители, из которых только 10 % сдают экзамен с первого раза. А в этом, как тоже не сложно догадаться, виновато качество обучения в автошколах. Риторика была предсказуемой.

В целом, выступления начальника ОГИБДД г. Вологды Валерия Тюкова и его заместителя, врио начальника экзаменационного отдела ГИБДД Сергея Коковина прозвучали, как это водится у силовых ведомств, уверенно и исчерпывающе. Для пешехода. А вот для представителей вологодских автошкол заявления сотрудников ГИБДД оказались сомнительны. Разберёмся, почему.

Содержание выступления представителей ГИБДД сводилось к следующему:

1. Раньше автошколы сами назначали день пересдачи, теперь это делает ГИБДД, поскольку она этим и должна заниматься.

2. ГИБДД предоставляет пересдающим выбор: а) пересдавать с автоинструкторами ГИБДД б) с автошколой. Только 30% пересдающих хотят сделать это с помощью автошколы. Потому что с инструктором ГИБДД процедура официально бесплатна. Автомобилей РЭО стало уже четыре, один из них - с автоматической коробкой передач.

3. Можно зарегистрироваться на экзамен через госуслуги и сдавать с государственным инспектором, - либо записаться, позвонив в ГИБДД, и сдавать с автошколой. В этом случае ГИБДД назначит человеку день пересдачи.

4. Качество обучения в автошколах низкое, этим и объясняется очередь на пересдачу в 1000 человек.

5. ГИБДД постепенно сокращает количество пересдающих.

Вот что на это отвечают представители автошкол:

1. Автошколы никогда не назначали день повторного экзамена. Исходя из своей ситуации, из своего графика и количества подготовленных учеников, они составляли заявку в ГИБДД со своими пожеланиями по поводу повторных экзаменов. Для автошколы гораздо удобнее, если пересдающие будут сдавать группами, а не по отдельности. И даже в случае с заявками на группы даты, предпочтительные для автошколы, и даты, утверждённые ГИБДД, совпадали только на 20%.

2. Согласно 33 приказа МВД о взаимодействии автошкол и ГИБДД никаких "альтернатив" пересдачи госинспекция предоставлять не может. Она может предлагать запись к собственным инспекторам через госуслуги. И всё. Если же человек хочет пересдавать через автошколу, утверждённый порядок описан выше: автошкола подаёт заявку, ГИБДД назначает даты пересдач. Но никаких звонков от учеников автошкол инспекция принимать не должна. Далеко не всем удобно сдавать повторный экзамен с госинспектором, который не знает ученика и его возможностей, склонен "бить по рукам" и останавливать машину раньше, чем это необходимо; есть ряд инспекторов, принимающих экзамены некорректно. Да и просто пересдавать удобней на той машине, к которой ты уже привык в автошколе. Люди готовы платить автошколам деньги ( средний чек - около 5000 рублей).

3. Запись на сайте госуслуг в этом году очень быстро оказалась недействительной: несколько человек записались, заплатили госпошлину - но не смогли добиться пересдачи. После этого запись на госуслугах закрылась. Заявки, поданные от автошкол, сейчас попросту лежат в ГИБДД без рассмотрения. ГИБДД абсолютно автономно назначает даты пересдач, но не групповых, а одиночных, и автошколы вынуждены отправлять людей на чужие площадки, чтобы не ломать свой график. На чужих площадках никто не рад автомобилю и клиенту чужой автошколы, что совершенно естественно. Тем самым руководство автошкол сталкивают лбами друг с другом. Всё это способствует процветанию "серых схем". Можно "сунуть" инструктору чужой автошколы 500 рублей, чтобы он позволил тебе сдать экзамен на своей территории. Можно заплатить госинспектору, чтобы он назначил тебе для пересдачи удобные место и дату. Можно, в конце концов, самому стать "серым" инструктором: не создавать организацию, не заботиться о привлечении клиентов, не платить налоги - а просто отстегнуть немного ГИБДД, зарегистрировать ИП и принимать у людей экзамены "в тёмную", получая плату за услуги "на месте", в своей же машине.

4. Качество обучения в автошколах - приличное. А то, что говорят руководители ГИБДД - субъективная оценка.

5. Не приводится никакой конкретики и статистики.

Стоит отметить, что некоторые из автошкол приветствуют действия ГИБДД. Мы взяли небольшой комментарий у основателя автошколы "Старт", бывшего начальника экзаменационного отделения ГИБДД Олега Романова, который не так давно отсидел за взятку.

- Да, раньше автошколы сами назначали день экзамена - сказал Олег Михайлович, - теперь это делает ГИБДД.

- Олег Михайлович, вы же в курсе, что автошколы не назначали даты, а просто отправляли ГИБДД заявки с датами, которые им предпочтительней?

- Да, я знаю. Да, они отправляли заявки, а ГИБДД назначало даты.

- Вы видели выступление, в котором руководители ГИБДД объясняли, как появилась очередь пересдающих в 1000 человек?

- Да, и согласен с этим выступлением. Тюков же сказал, что главная проблема - качество обучения в автошколах. Только 10 % сдают с первого раза.

- Как в этом плане ситуация в вашей автошколе?

- Ну, у нас процент сдающих побольше. 20,6 %. Мы одни из лучших по этому показателю.

- Как вам удалось этого добиться?

- Нужно предоставлять учебную программу в полном объёме. Автошколы обычно как-то её "кроят", экономят. А мы предоставляем 56 астрономических часов за 3 месяца.

- Ваша автошкола сталкивалась с какими-то трудностями из-за действий ГИБДД, с этой очередью из пересдающих? С необходимостью сдавать на чужой территории, проблемами в этой связи?

- Да нет, особенных проблем нет. Мы принимаем экзамены в основном на территории города. Вообще, мы разговаривали по поводу сложившейся ситуации с Тюковым, и у нас сложилось ощущение, что ГИБДД готово доработать новую схему пересдачи, как-то привязать её к самим школам.

Ходят слухи, что новую схему пересдачи экзаменов на вождение придумал не кто иной, как сам Олег Михайлович Романов - а в ГИБДД с автошколой "Старт" напрямую взаимодействует бывший подчинённый Олега Михайловича, который во время коррупционного скандала волей обстоятельств остался в стороне ( речь о Николае Дурягине, бывшем замначальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД по Вологде, ныне — главном инспекторе).Вероятно, этот "дуэт" взаимодействует также и с начальником ОГИБДД Валерием Тюковым. А астрономических часов в учебной программы "Старта", по отзывам сдававших экзамен, на десять меньше заявленного числа.

Похоже, что с новым порядком пересдачи ГИБДД выходит за рамки 33 приказа МВД о взаимодействии с автошколами: запись на госуслугах не работает, заявки от автошкол лежат без рассмотрения. В силу неясности и неполноты формулировок возникает ощущение, что ГИБДД не договаривает и просто искажает информацию о новом порядке пересдачи. Госинспекция совершенно самостоятельно назначает даты пересдач, создавая неудобства автошколам и их клиентам. Получается, ГИБДД принуждает людей к выбору: либо сдавать с госинспектором, либо на "непрозрачной" правовой территории. Самостоятельные автошколы ведомству, такое чувство, неудобны - как будто лучше иметь дело с "серыми" ИП, всегда готовыми на взятку. И разговоры о коррупционной составляющей приутихнут только тогда, когда не будет сомнений, что отсидевший за эту самую составляющую бывший начальник экзаменационного отделения ГИБДД Олег Романов, ныне заправляющий "Стартом", не имеет рабочих контактов со своим бывшим замом, оставшимся в рядах полиции, и начальником вологодского ОГИБДД. Также представители  автошкол призывают ОГИБДД к соблюдению 33 приказа МВД о взаимодействии с автошколами. 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!