image

В 2019 году в России вступили «новые стандарты»

Общество
23:35
561 просмотр
Алексей Кондратьев

 

«Девяток» яиц от птицефабрики «Вараксино», который появился в продаже в январе 2019 года, так взбудоражил умы россиян, что депутаты Государственной Думы потребовали принять закон о стандартах упаковки, рассказывает «Наша Вологда»

По иронии судьбы, именно эта, не известная вологжанам фабрика из Удмуртии, которая придумала оригинальный маркетинговый ход, заставила журналистов «Нашей Вологды» пойти в магазины не за покупками, а за… упаковкой. И знаете, дорогой читатель, возможно, для кого-то это станет открытием, но на наших прилавках давно уже нет товара стандартного веса в 1 и 0,5 килограмма. Даже в привычные «пол-литровые» пакеты с кефиром и ряженкой наливают теперь только 470 граммов продукта. 
Так за что и сколько мы платим и сколько переплачиваем за маркетинговые ходы на самом деле?

Шринкфляция

Уменьшение веса товара в таре, оказывается,  имеет свое название.


– Шринкфляция – от английских слов «сжиматься» и «инфляция», – объясняет кандидат экономических наук, автор экономического исследования «Стратегия управления жизнью» Константин Задумкин. – Но на самом деле буквально это означает, что производитель пытается скрыть от покупателя рост цен на товар путем уменьшения объема товара.


К шринкфляции впервые прибегли производители в США еще в 1970-е годы во время экономического кризиса. 

– При этом совсем необязательно расценивать действия производителей как злой умысел или жадность, – говорит Константин Задумкин. – Зачастую их вынуждает к этому сам рынок: резкое повышение цен на товары на бирже, депрессивное состояние экономики, экономический спад в целом, курс валюты.

В России впервые шринкфляция появилась во время экономического кризиса в 2008-2009 годах. Помните, как цена на гречку «взлетела» до 100 и даже до 120 рублей за килограмм? Вот именно в эти годы в Россию и пришла новая экономическая реальность. Кстати, ряд российских экономистов даже посвятили этому явлению целое научное исследование под названием «Причины и последствия гречневого кризиса». В нем авторы определили причину роста цены в резком снижении урожая. 

Вот именно тогда российские производители и воспользовались американской технологией под названием «шринкфляция», уменьшив количество гречневой крупы в упаковке. При этом упаковка осталась прежней, поэтому у покупателя, который видел цену на гречневую крупу ниже 100 рублей, складывалось четкое ощущение, что ему «повезло» купить дешевле, и только дома при внимательном рассмотрении товара он видел, что в упаковке на самом деле не 1 килограмм, а 800-900 граммов. 

За продавцами гречки немедленно последовали производители соков. В 2010 году фруктовый сок разливали в упаковки по 0,5 литра, в 2013-м – уже 0,485 литра. Майонез с 450 граммов в 2010 году к 2014-му уменьшился до 400 граммов.

Зато все честно 

В поисках килограммовой упаковки  риса «Наша Вологда» обошла шесть торговых точек и не нашла.

– Фраза «Стандартная упаковка» – давно неактуальна, она осталась в головах людей, выросших в СССР, – говорит Татьяна Шепелина, представитель крупной  вологодской торговой компании. – Тогда были единые стандарты. Но уже давно производители вольны использовать любую упаковку для своей продукции, закон это позволяет.

Это раньше, когда в продовольственных магазинах крупы и сахар взвешивали прямо при покупателе, можно было уличить продавца в недовесе товара. Сегодня все честно: на упаковках с рисом или гречей указан вес, а на ценнике – стоимость. За покупателем остается выбор: брать или не брать, другого не дано. При этом мы в любом случае будем проигравшими, потому что либо переплатим, либо уйдем из магазина без покупок.

Посчитаем, сколько же мы переплачиваем. Например, в продаже в сети магазинов «Пятерочка» есть пропаренный рис. 800-граммовая упаковка стоит 81 рубль, 900-граммовая – 85 рублей. Путем простых расчетов выясняем, что 100 граммов в 800-граммовой упаковке стоят 10 рублей 12 копеек, 100 граммов в 900-граммовой – 9 рублей 44 копейки. Разница – 68 копеек. Если семья из четырех человек в среднем съедает две упаковки риса в месяц по 800 граммов, то это вроде бы несущественная переплата – всего в 1 рубль 36 копеек. В год уже 16 рублей 32 копейки. Конечно, мелочь, но это же только на одном рисе и только одна семья. Добавьте подсолнечное масло по 0,9 литра, геркулес по 400 граммов, вместо привычных 0,5 килограмма, гречу, манку, перловую крупу… С учетом того, что в России живет больше 145 миллионов человек, сложно представить, какую дополнительную прибыль получают производители и продавец на простом маркетинговом ходе!

Единственное, что удалось найти нашей газете, это сахар в упаковках по 1 килограмму. За все остальное, включая даже «Вологодское масло» по 180 граммов вместо привычных 200, мы переплачиваем. В масштабах страны отдаем за маркетинговые ходы сотни миллионов на мизерной разнице!
Вологодские производители объясняют снижение веса не маркетинговым ходом, а современными реалиями. При этом никаких сверхприбылей они не ждут. 

– Не секрет, что в России снижается потребление в том числе хлеба. Есть статистика, с ней каждый может познакомиться. Ежегодно потребление хлеба в стране снижается на 10%, – говорит финансовый директор ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. – Существенные трудности создают повышение тарифов и рост стоимости услуг. Снижая вес товара, производитель просто вынужден подстраиваться под потребности населения. Но между тем я крайне негативно отношусь к этому явлению. Да, в ближайшей срочной перспективе предприятие получит выигрыш, но в долгосрочной перспективе производители «загоняют себя в угол». Потому что объемы производства, благодаря такой политике, неуклонно снизятся, и восстановить их будет очень сложно, с учетом того, что идет перенасыщение рынка, появляются новые игроки и идет обострение конкуренции.

Скрытые приемы

Для «честного» отъема денег у населения в торговых сетях работают целые команды специалистов. 
– Независимо от  того, чем торгует магазин, если это магазин крупный, в нем есть штат маркетологов и категорийных менеджеров, – рассказал нашей газете вологодский маркетолог Игорь Лазарев. – Также этот менеджер занимается непосредственно и размещением товаров. Задача всех этих товарищей завести в магазин людей. То есть если человек пришел за хлебом, он должен увидеть весь ассортимент, поэтому хлеб будет находится в самом дальнем углу магазина. Вообще все то, за чем ходит человек каждый день, будет размещено так, чтобы вы осмотрели весь ассортимент магазина, пока дойдете до нужной вам позиции. Второй прием. Когда вы подходите непосредственно к витрине, то самые интересные места будут отданы либо самым дорогим продуктам, либо самым высокомаржинальным, то есть тем, на которых зарабатывается больше. Таким образом, пачки риса по 800 граммов будут находиться на уровне ваших глаз, а пачки риса по 900 граммов – на полке ниже.

– Ну возьмите распространенный маркетинговый прием – товар по 99,99 рубля, – говорит топ-менеджер одного из крупных российских агрохолдингов. – С размерами упаковки, по сути, то же самое. Однако есть еще один фактор: производитель идет на такой шаг не только для того, чтобы получить большую прибыль, но еще и потому, чтобы не потерять потребителя при необходимости повышения цены на свой продукт. С точки зрения закона обмана нет, поскольку на каждой упаковке указан точный вес или объем товара. Хотя честно признаемся, маркетинговый ход с «девятком» яиц Удмуртской птицефабрики был не слишком удачным. Все-таки люди привыкли покупать яйца десятками, и это в нашем сознании никогда не изменить.

К единой системе

– Контроль за упаковкой и весом товара, который продается на наших прилавках, не входит в обязанности ведомства. Это – рыночные отношения производителей, продавцов и покупателей, – прокомментировала пресс-секретарь Вологодского УФАС Татьяна Балаева. 

Однако на проблему «честного» отъема уже обратили внимание и в Государственной Думе. На минувшей неделе глава комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев обратился в Минпромторг с предложением ввести на территории Российской Федерации четкую систему стандартов фасовки продуктов.

– Иногда люди только дома обнаруживают, что купили меньше, чем хотели, и чувствуют себя обманутыми, – приводит свои доводы депутат. – Пенсионеры вынуждены длительное время стоять у прилавка, чтобы разобраться и посчитать, сколько же действительно стоит 1 килограмм гречки, если ее фасуют по 700 граммов. Кажется, что упаковка выделяется более низкой ценой, а по сути, из-за снижения веса идет переплата.

По этой причине политик предлагает установить четкую градацию фасовки продуктов. Яйцо куриное – 10 штук, молоко – 0,25 литра, 0,5 литра, 1 литр, крупы – 0,5 килограмма.

– Для этого нужно утвердить нормативно-правовые акты, которые устанавливали бы требования к расфасовке и реализации продуктов питания, входящих в состав потребительской корзины, с целью приведения их к единому стандарту, – заявил депутат и направил депутатские запросы в ФАС и Роспотребнадзор с просьбой провести соответствующие проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

Хотя стоит ли так утруждаться? К примеру, в Великобритании ценники в магазинах помимо стоимости самого товара содержат информацию о пересчете на принятую в этой стране стандартную величину (фунт, галлон). Как вариант, сделать подобное в России: указывать цену за 100 граммов, 1 килограмм или литр. Пожалуй, так покупатели больше не будут чувствовать себя обманутыми.

Анна Маслухина. Фото yandex.ru