image

В Вологде работает первая персональная выставка, посвященная 100-летию художника Сергея Теленкова

Культура
00:24
902 просмотра
Татьяна Зайко
фото автора
фото автора

В прошлую пятницу в вологодском музее на улице Октябрьской, в народе именуемом просто «Дом Корбакова», открылась редкая выставка. Вернисаж «Сергей Теленков и ученики»  - это 20 полотен. Сам Теленков в паре десятков представлен скудновато, основное – ученики. 

Выставка знаменательна не только и не столько тем, что автор работ – художник с фундаментальным академическим образованием, фронтовик и настоящий педагог, отметил бы в эти дни, 6 сентября, столетие. Хотя уже одно это резко выделяет этого яркого человека из толпы вологодских графиков, живописцев, скульпторов и «мастеров малой формы». Мы не зря говорим про «толпу», здесь нет и долги пренебрежения. На самом деле на Вологодской земле всегда было много добротных, талантливых художников – просто целый рой! И, когда видишь такое множество талантов, кажется, так будет всегда, и нет особой нужды что-то фиксировать, собирать, выставлять, записывать и покупать работы. А куда оно денется?..

Примерно такая дискуссия разгорелась в «каминном зале» музея, при  показе всего-то двадцати работ Сергея Теленкова. А разговор начал другой ярчайший художник новейшего времени – Валерий Страхов. Членкор Российской Академии художеств Валерий Николаевич и всегда славился независимостью и прямотой характера, а тут камерность обстановки и вовсе придала ему смелости в суждениях. Многое из сказанного им справедливо. Страхов поведал, что фронтовика Теленкова он знал лично, помогал ему реализовывать полотна, потому что жизнь инвалида без ноги всегда тяжела, а в послевоенное время, в эпоху позднего СССР - и тем более. «Где люди?  - кипятился и указывал на двацать человек публики Страхов. – Почему так мало пришли?..» Страхова можно понять:  человек, отдавший за Родину самое главное – здоровье и ставший инвалидом, мог бы удостоиться на своей первой в жизни (после смерти) персональной выставке более высокого «представительства».  

«А мы что – не люди?» - шептались пришедшие обиженно, и их тоже можно понять: бросив  в последнюю пятницу лета вечерние дела, они почтили память великого Мастера кисти. Тут были ученики Теленкова, его последователи и люди, так или иначе связанные с художником. 
Добрые слова сказал председатель местного отделения Союза художников Николай Мишуста. Ведь он и сам когда-то был учеником у Теленкова, приходил к нему в студию живопись в тогдашний Дом культура железнодорожников. «Нас тянуло к нему, он не ругал, не был авторитарным педагогом, - сказал Мишуста. – Он просто был рядом с нами».

Много лет приходила на второй этаж ДКЖ известная ныне вологодская художница Татьяна Горелышева. А искусствовед и замдиреткора ВОКГ Ирина Балашова, в те годы молодая девушка, отметила родство ее с Теленковым: у них обоих были глаза разного цвета. Она и задумала устроить эту небольшую выставку в стенах галереи.   


«Выставка приурочена к 100-летию Теленкова. Это первая полноценная персональная выставка крупного мастера кисти, - рассказала Балашова. – Сергей Алексеевич ушел от нас в 2001 году, и очень жаль, что многих работ уже не найти, они подарены, куплены в другие города и страны».

Уроженец Чебсары был спортсменом, атлетом и очень жизнелюбивым и твердым человеком. Но и художником он тоже мечтал стать. Что, собственно, и сбылось. На фронте Теленков был тяжело ранен и лишился ноги. Но ранение и тяжелое увечье не помешали ему всю жизнь работать, дожить до преклонного возраста и радовать своими живописными полотнами вологжан. И при этом Теленков воспитал целую группу художников, своих последователей. С 1956 года Теленков стал сотрудником Вологодского областного Художественного фонда. Принят в 1965 году в Союз художников РСФСР. Особенно помнится вологжанам старшего поколения педагогическая деятельность мастера. С 1967 по 1981 годы Сергей Алексеевич вел занятия в изостудии Дворца культуры железнодорожников.

В последние годы Теленков жил замкнуто в доме на улице Воровского. Там же оборудовал и мастерскую, смешивал и готовил в квартире краски так, что запахи масла, лака и растворителя неслись на весь подъезд. Соседи даже жаловались на живописца городским властям. 

Закончить нам хочется еще одним упреком Валерия Страхова в адрес общества: он припомнил известную галерею современного искусства, созданного меценатом из Череповца Евгением Луниным. «Где все работы, купленные Луниным у вологодских художников?.. – вопрошал как будто в пустоту Страхов. Ведь ответить ему был некому. – А Лунин покупал в том числе работы и у Теленкова».

В ответ Ирина Балашова признала, что «когда хороших художников столь много, кажется, так будет всегда…» 

Ну, это тема – вечная. Напомним, череповецкий «Третьяков»  - Евгений Лунин за годы работы своей частной галереи  закупил у вологодских художников более 3000 работ. После его смерти в 2015 году судьба многих работа оказалась неизвестной. Но это – дело семейного наследия, вопрос непростой.  

А мы советуем читателю посмотреть пейзажи, в которых изображены окрестности города Вологды, в «суровом стиле» фронтовика Теленкова. Есть и портреты, и акварели, и натюрморты. А также - работы самых верных его учеников — заслуженного художника РФ Леонида Малафеевского, живущего сегодня в Ярославле, и известной художницы из Вологды Татьяны Горелышевой. Выставкав «Доме Корбакова» на улице Октябрьской, 13, в Вологде будет работать до 1 октября 2023 года.

Главные новости Вологды за неделю