image

«Во имя Победы». Рыцарь неба: подвиг летчика-аса Александра Клубова

«Вологда-Поиск» рассказывает о подвигах и наградах вологжан, которые должен знать каждый. Это истории о смелости, смекалке и воинской доблести вологжан. 

Сегодня мы рассказываем о подвигах прославленного вологодского летчика-аса Александра Клубова, дважды Героя Советского Союза.  Александр Клубов воевал в небе Северного Кавказа, Кубани, Донбасса, Румынии, Западной Украины и Польши. Его называют одним из самых бесстрашных летчиков, который во время боя из флегматика превращался в настоящего рыцаря неба!

Вологжанин совершил 457 боевых вылетов, провел 95 воздушных боев, сбил 31 немецкий самолет. Удостоен звания дважды Героя Советского Союза, кавалер орденов Ленина, Александра Невского, Отечественной войны I степени, двух орденов Красного Знамени.

Детство Клубова: работа по найму, токарь и настройщик

Будущий герой родился в 1918 году, в небольшой деревне Яруново недалеко от Вологды, в небогатой семье. Отец Александра Клубова служил на крейсере «Аврора» и был участником Октябрьской революции. Когда сыну было три года, Федора Клубова, как активиста-революционера, убили восставшие против новой власти кулаки. Мужчина был, как вспоминали односельчане, неординарным – он поражал физической силой, мог вмешаться в драку и развести односельчан, подняв обоих за шиворот и стукнув лбами друг с другом.

В автобиографии Клубов писал, что начал работать с 8 лет. Два года он работал по найму и только затем учился в сельской школе. Александр отучился семь лет. Его первая учительница говорила, что это был замечательный мальчик, в котором угадывалась судьба неординарного человека. 

Чтобы помочь семье, которая была в очень тяжелом экономическом положении после гибели Клубова-старшего, юноша уехал искать работу в Ленинграде. Он жил у знакомых, а учился в фабрично-заводской школе на металлиста. 

После успешного окончания школы Саша Клубов начал работать токарем на заводе «Большевик». С 1936 по 1939 год он работал настройщиком автоматических станков на карбюраторном заводе. Интересно, что большую часть своей зарплаты Саша отправлял семье в Вологодскую область. У него все получалось, коллеги отмечали его трудолюбие, но ему самому хотелось стать летчиком. Он начал посещать планерный кружок и изучать самолет У-2. 

Без помех

В 1937 году он решил, что будет учиться на военного летчика в Чугуевском военном авиационном училище. Парень шел к своей цели – он стремился в небо и учился усердно, сдавая экзамены на «отлично». 

Осенью 1940 года младший лейтенант Клубов приезжает в Закавказье. Техника, на которой летал Клубов, была устаревшей, но молодой пилот все же работал и в этих сложных условиях. Так что, когда Клубов начал бой на старом И-15, техническое несовершенство не повлияло на летчика. Клубов сумел сбить сначала один самолет, а затем еще несколько самолетов противника. 

В одном из боев 2 ноября 1942 года Александр и сам пострадал – его самолет сбили недалеко от Моздока, но летчик до конца пытался сохранить машину, обгорел, успев выпрыгнуть с парашютом из истребителя. Чтобы долечиться, летчик длительное время провел в больнице. Лицо было забинтовано, а в бинтах оставили только прорезь для рта. Долгое время даже улыбка доставляла летчику мучительную боль.

За отвагу и мужество Александра Клубова наградили орденом Боевого Красного Знамени, а потом – орденом Отечественной войны 1-й степени. Противник уже узнавал истребитель Клубова и сообщал о его появлении в радиоэфире. 

Когда потребовалось авиаподкрепление на Курской дуге, Александр Клубов стал одним из тех, кто принял бой в составе знаменитого16 гвардейского авиаполка. В мае 1943 года его направили в гвардейский полк Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Вологжанин сбил десять немецких самолетов. 

Александр познакомился и подружился со знаменитым асом Александром Покрышкиным, который делился опытом, тренировал летчиков и обучал их фигурам высшего пилотажа в так называемой «Академии Покрышкина». Александр уже во время занятий обращал на себя внимание. Как вспоминали его сослуживцы, Клубов обладал невероятной энергией не только в небе, но и на земле.  Он не мог быть без дела и даже во время отдыха шел помогать механикам заправлять самолеты. 

Вскоре, когда Покрышкин стал заместителем командира полка, лейтенант Клубов был назначен заместителем командира эскадрильи. Редкая физическая сила и неукротимая энергия позволяли ему выдерживать невероятные перегрузки. Бывало, как пишут биографы, Александр Федорович сбивал за день по два-три самолета. Уже в 1943 году вологжанин получил второй орден Красного Знамени. 
Вот как описывает командование подвиг Александра Клубова:

«30 августа 1943 г. Александр Клубов вылетал в составе шести самолетов «Аэрокобра» на прикрытие наземных войск в районах Греково-Тимофеевка, Федоровка, Ефремовка, в районе патрулирования встретили до 50-ти Ю-87 под прикрытием группы Ме-109. Боевые порядки бомбардировщиков — «Клин» 6–8 самолетов в группе, между группами по 2 Ме-109… Атаку производили в лоб. Весь строй бомбардировщиков был рассеян… В этом воздушном бою вся группа «Аэрокобр» возвратилась благополучно на свой аэродром, не имея ни одной потери…» В тот августовский день Клубов сбил два Ю-88 и один Ю-87.

В феврале 1944 года его наградили орденом Александра Невского. 


Орден Александра Невского является единственной наградой Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Орден учредила Екатерина I в 1725 году, его предназначали для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году его упразднили вместе с другими императорскими и царскими орденами. 29 июля 1942 года в СССР учредили новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.


В апреле того же года представили к званию Героя Советского Союза. Многие бы возгордились, но не Клубов. Он по-прежнему во время отдыха бежал помогать техникам, отмечали его товарищи. А когда все собирались по вечерам у костра, Клубов мог по памяти цитировать пушкинские, есенинские стихотворения, помнил Блока и Тютчева. Однажды вместе с другом они заполнили романсами и стихотворениями целый чай перед выступлением артистов, которые задержались. 

Крылатый богатырь

Его учитель Александр Покрышкин обратил внимание на Александра Клубова в первый же день знакомства с новыми курсантами его академии. Вологжанин отличался от других спортивной фигурой, а на гимнастерке был один из самых уважаемых фронтовиками орден Красного Знамени. Все понимали, что перед ними – опытный летчик. О том, что за его плечами не один бой, говорили и его серьезный взгляд глубоких карих глаз, и тяжелые ожоги после последнего столкновения с немецкими летчиками. 

Покрышкин был убежден, что Клубов станет со временем и дважды Героем. Ведь в бою проявлялись самые сильные стороны летчика – Клубов был смелым, рисковым, но при этом продумывающим на несколько ходов вперед и анализирующим ситуацию. Клубов принимал нестандартные решения, так как он следил не только за противником, но и видел товарищей во время боя.  Журналисты тех лет называли Клубова «крылатым богатырем». 

После каждого боя Александр проводил разбор полетов в дневнике, оценивая успехи и неудачи. Нередко вместе с Покрышкиным они вместе участвовали в патрулировании и разведке. В бою они мгновенно понимали друг друга и атаковали врага. По словам Покрышкина, в Клубове жила настоящая душа истребителя, он всегда искал боя...»

Сам Клубов ценил друзей и наставников, отмечая, что в одном строю с ним сражались такие рыцари неба, что «драться плохо было просто невозможно». Своим учителем он называл Покрышкина. 
В ходе Ясско-Кишиневской операции Александр Клубов обратил на себя внимание руководства. Вологжанин подбил 9 немецких самолетов, хотя фашистов было больше, на их стороне было численное преимущество.


Из наградного листа Александра Клубова:  

«На фронте борьбы с немецкими захватчиками с 10.8.42 года. За период боевой работы с августа 42 г. по май 1943 г.,…произвел 242 боевых вылета, из них 151 боевой вылет на штурмовку войск противника. Штурмовыми действиями им уничтожено и повреждено: 16 танков, 37 автомашин с боеприпасами и грузами, 12 зенитно-пулеметных точек, 2 бронемашины… Участвовал в 5-ти штурмовых налетах на аэродромы противника, в результате которых уничтожено и сожжено до 16 самолетов противника. Участвовал в 56 воздушных боях, в результате которых лично сбил 4 самолета противника и 18 — в группе…».


Трагедия на учебных полетах

За весь срок своей службы Александр Федорович сбил более тридцати немецких самолетов. Только на Северном Кавказе он выполнил более 200 боевых вылетов. Летчик активно участвовал в штурмовых заданиях. Его ценило руководство – пилота неоднократно выдвигали на высокую должность, но он отказывался. Как вспоминали его сослуживцы, зачастую он отказывался приписывать себе сбитый самолет, хотя свидетели утверждали, что именно он смог выполнить боевую задачу. 

Пилот Клубов погиб, не дождавшись Победы. ЧП произошло на учениях за Вислой. В 1944 году полк получил новые Ла-7, и вологжан должен был проверить самолет во время учебного полета. Увы, именно эта машина оказалась неисправной. Во время посадки отказали тормозные щитки. Одно из колес оказалось в выбоине, и технике перевернулась на высокой скорости. 

Как рассказывали сослуживцы, в тот день был сильный боковой ветер, полеты следовало бы отменить. Проблем добавляла еще и неровная бетонная полоса, которую взорвали немцы во время отступления. Но один из руководителей не стал отменять полеты.  

В итоге самолет ударился носом в землю и опрокинулся. Голову пилота придавил к земле левый борт истребителя. Клубов еще находился в сознании, когда его вытащили из самолета друзья и коллеги. Все надеялись, что врачи смогут спасти аса, но спустя полтора часа Александр умер, не приходя в сознание. 
В итоге выдающийся летчик погиб в возрасте 26 лет. Александра Клубова наградили второй звездой Героя СССР посмертно. Такое звание в Великую Отечественную получили лишь 104 человека. 

К этому званию Александра Клубова представили незадолго до гибели. На тот момент на его боевом счету было уже 39 воздушных побед. 

По словам Александра Покрышкина, никто из самых лучших друзей не мог возместить этой утраты. Он был предан Родине, авиации, дружбе. 

Александра Клубова похоронили сначала в городе Тарнобжег, затем перезахоронили во Львове. В дивизии Клубова провожали в Тарнобжег без оркестра. Гроб с телом установили перед самолетом, который должен был поднять Клубова в последний полет, а над ним с грохотом проносились истребители и стреляли в воздух из пулеметов и пушек, салютуя погибшему товарищу. 

После войны останки дважды Героя были перенесены на воинское кладбище львовского мемориала "Холм Славы". 

Спустя некоторое время Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил гвардии капитана А. Ф. Клубова второй медалью «Золотая Звезда».


Герой Советского Союза — высшая степень отличия в СССР, которую установили впервые 16 апреля 1934 года. Дополнительный знак отличия — медаль «Золотая Звезда», которую учредили в августе 1939 года. Первыми, кого удостоили этой награды, стали полярные летчики. Последнее присвоение звания состоялось 24 декабря 1991 года. С 1992 г. за особые заслуги перед государством и народом присваивается аналогичное звание Героя Российской Федерации. 


 

Вологжане помнят подвиг Александра Клубова. В его честь ежегодно в памятных местах появляются мемориалы и рощи памяти. 22 июня 2001-го, в 60-ю годовщину начала Великой Отечественной, родственники попросили перезахоронить прах Александра Фёдоровича Клубова, который в итоге перевезли и захоронили на Введенском воинском кладбище в Вологде.

Многие родственники Александра Клубова связали свою жизнь с авиацией. Например, одного из родственников Александра назвали в его честь, он стал авиаконструктором. Нина Клубова работала инженером-конструктором первой категории в сфере обслуживания полета космонавтов. 
Как мы сообщали на прошлой неделе, в Вологодском округе, в родных местах Александра Клубова, открыли стенд памяти, посвященный знаменитому вологодскому летчику. Подробнее.

Главные новости Вологды за неделю
Что произошло после матча «Северсталь» - «Куньлунь Ред Стар»
Благодаря череде из шести побед «сталевары» поднялись на третью строчку в Западной Конференции
02-11-2024 781 просмотр