Я гулял бы здесь беззаботный весь! Вологжане не хотят работать

На злобу дня
08:50
1 634 просмотра
Михаил Ростов

 

Вологодская экономика и сфера услуг столкнулись с самым жестоким кадровым голодом за последние 15 лет. По итогам первого квартала текущего года на каждую вакансию, заявленную местными работодателями, приходится лишь… полчеловека из числа безработных.

Эта цифра кажется парадоксальной. Всего четыре года назад ситуация складывалась с точностью до наоборот: на каждое свободное рабочее место претендовало 1,3 человека. Что же привело к такому революционному перевороту на областном рынке труда?

Объяснить происходящее односложно не получится. Причины разнообразны: от экономики до демографии включительно. 

Если верить статистике, вологодская экономика медленно и непоследовательно, но все-таки оживает после «крымского столбняка». В январе-феврале 2019 г. рост промышленного производства по сравнению с тем же периодом прошлого года составил почти три процента, аграрии добавили к прошлогодним показателям сельхозпроизводства почти полпроцента, на 2,5 процента подросли инвестиции в основной капитал вологодских предприятий. Но экономический рост не происходит сам по себе: он обеспечивается либо растущей производительностью труда, либо дополнительными рабочими руками. Ситуация с производительностью труда у нас в регионе средненькая… между плохой и очень плохой. Наглядный пример: в одном из самых благополучных для российской экономики 2012 году зафиксированная производительность труда на вологодских предприятиях упала почти на пять процентов. А если производительность труда не растет, экономический рост может быть обеспечен исключительно экстенсивным путем: проще говоря, за счет новой рабочей силы. Отсюда и закономерное повышение спроса на кадры (прежде всего на «синие воротнички», т.е. работников физического труда).

Но спрос и предложение на рынке труда не всегда идут «нога в ногу». Чтобы рост спроса обеспечивался адекватным ростом предложения, регион должен переживать демографический подъем или быть центром притяжения для мигрантов. Ничего подобного на Вологодчине мы не наблюдаем. Наша область вновь переживает период депопуляции (сокращения населения по естественным причинам) при отрицательном миграционном балансе (число уезжающих за пределы региона превышает число приезжающих). Видимо, именно в этом и состоит главная причина дефицита кадров.  

Впрочем, хорошие вакансии на рынке труда и сегодня не «залеживаются». Беда лишь в том, что основная часть вакансий не может быть отнесена к хорошим. Низкие зарплаты за тяжелый труд больше не привлекают людей. В этом случае они действуют по рецепту известной песни вологодских авторов Татьяны Тераевич и Андрея Рогозина «В старой Вологде». Герой этой песни откровенно признается: «Я гулял бы здесь беззаботный весь с утра до ночи каждый день…»