«Зимой 1945-го мы вошли в Польшу. В Освенциме вынимали из печей погибших…»

Вологжанин Андрей Андреевич Горбачев ушел на фронт семнадцати лет, прибавив возраста. Прямо со школьной скамьи. Пройдя всею Европу, свой фронт 20-летний старший сержант закончил в австрийской Вене. Но мать смогла обнять сына только спустя восемь лет.
Семья Горбачевых жила с начала двадцатых годов в деревянном домике номер 12 на улице Мостовой. Плюс небольшой огородик у дома – там мать его Серафима Петровна, домохозяйка выращивала георгины и флоксы, немудреные овощи и зелень для семьи. Отец семейства Андрей Стефанович к тому времени был безногим инвалидом - с Первой мировой пришел, получив ранение в сентябре 1914 года.
К началу войны в семье Горбачевых было трое детей, Андрей был старшим, он родился в 1925 году.
- В любую свободную минуту читал книги - Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма, Лермонтова, - вспоминала его сестра Лиля. – А в десять лет собрал первый детекторный радиоприемник – так любил радиофизику.
Пособия или пенсию героям Первой мировой войны в советские годы не платили, поэтому отец Андрея остался за главного на время, пока Андрей был на войне. Шил для половины города одежду – был он ловким талантливым портным. А война забрала Андрея – старшего сына Горбачевых на долгих девять лет.
Трофейная губная гармошка, миниатюрный чемоданчик-игрушка из кожи да пачка фотографий – все, что осталось в семье с той войны. С детства Горбачев увлекался фотографией, и на войне с камерой не расставался. Поэтому фото с войны много.
- Он ушел на фронт зимой 1943 года, - рассказывала его сестра. - Мать плакала по ночам и молилась, молилась. В начале войны мне исполнилось 10 лет, но родители запретили вступать в пионеры. Они боялись, что в город придут фашисты, и всех сочувствующих большевикам расстреляют. «Контра», - шипели вслед соседи. Но контрой мы не были, а брат с войны, кроме губной гармошки, не привез ничего: чужого не брал.
Сам Горбачев неохотно рассказывал о войне, мало. Служил на Карельском фронте, потом – на Втором и Третьем Украинских фронтах. Солдаты его части с боями прошли всю оккупированную немцами территорию СССР. Больше года был Андрей сапером. Всегда рядом был его друг Петр Иванов из Сокола. Петя погиб в 1943 году, подорвался на мине на глазах у Андрея.
- Один Бог знает, что чувствовал при этом, видя так близко смерть вчерашний школьник, мальчик из доброй, порядочной семьи! – горевала его сестра.
Уже после первого боя Андрея представили к медали «За отвагу». Всего их был две, а еще – орден Красной звезды, ордена Великой отечественной воны первой и второй степеней.
Из сапера через год Горбачев переквалифицировался в десантника, так как был крепок физически, даже дожив до 83 лет, никогда не курил, не пил и занимался спотом.
В упорных боях старший сержант Горбачев прошел Чехословакию, Венгрию, даже пришлось переплыть озеро Балатон. 9 мая 1945 года встретил в столице Австрии. Лишь изредка вспоминал фронтовые эпизоды:
- Зимой сорок пятого мы вошли в Польшу. В Освенциме при отступлении фашисты всех кого могли, убили или угнали. Но в печах оставались трупы – свидетельства их преступлений. И мы, солдаты, вынимали из печей трупы евреев… - говорил он. А было ему в ту пору 19 лет.
После войны все поехали домой. Все – да не все. Снять форму и увидеть родную вологодскую улочку Мостовую пока было ему не суждено. Продолжал службу до 1951 года на дальнем Востоке и в Сибири. Был инструктором у молодых – обучал их десантному делу, заведовал военными радиостанциями. Вот отрывок из его письма руководству штаба, датированное 22 июля 1948 года: «Товарищ генерал, нахожусь во вверенных вам войсках с 1943 года. В 1947 году получил возможность демобилизоваться как единственный трудоспособный член семьи. Год назад собрал все документы, отправил в штаб, но получил отказ». Далее он рассказывает о тяжелой участи его семьи – старые родители – оба инвалиды, сестренки 9 и 16 лет. Он просил досрочной мобилизации, или просил мотивировать отказ, ведь в армии он уже находился пятый год, указывал адрес: Приморский край, станция Манзовка, войсковая часть 12153 «У». Что ответил старшему сержанту генерал – нам неведомо. Но отказ получен был точно – Андрею суждено было служить еще три года.
Закончив службу, стал учиться в Горьком любимой радиотехнике в университете. До самой смерти, 2 сентября 2008 года, заведовал кафедрой в Научно-исследовательском институте радиофизики (НИРФИ). Стал доктором технических наук, академиком, членкором Российской Академии наук. Более пятидесяти лет отдал изучению проблем нелинейной радиолокации, статистической радиофизики, нелинейного рассеяния. До последнего дня как солдат, Андрей Андреевич был на посту. Умер он мгновенно за рабочим столом в окружении коллег – обсуждая очередной номер любимого журнала «Нелинейный мир». Похоронили Горбачева на центральной Алее Славы в Нижнем Новгороде.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии