Подборка классических картин в жанре «нуар»
Фильмы в жанре «нуар» подразумевают множество характерных для голливудского кино первой половины прошлого века черт. Главный герой фильмов – всегда в значительной мере циник, ставший таким из-за жестокости окружающего мира.
Другой персонаж нуара – роковая женщина, которая вовлекает его в неприятности. Самой распространённой из таких является предательство, но в зависимости от фильма возможны и другие вариации.
Из технических особенностей «нуаров» стоит выделить частое обращение к приёму «голландский угол» - намеренно неровный кадр с сильно заваленным горизонтом: эффект передаёт ощущение дезориентации, внезапное нарушение стабильности. Вопреки всеобщему убеждению о присутствии в кадре теней и дождя, эти приметы второстепенны для такого рода кино. Все эти ленты, наконец, просто могли быть созданы лишь в конкретное время.
- Страна: Великобритания
- Жанр: фильм-нуар, триллер, криминал, детектив, спорт
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.6; IMDb – 7.80.
- Режиссер: Жюль Дассен
- В главных ролях: Ричард Уидмарк, Джин Тирни, Гуги Уизерс
Нуар от французского режиссёра Жюля Дассена. Тематика подпольных боёв, где борьбе уподобляются схватки за влияние в Лондоне, делает кино таким брутальным. Начинаясь с воздушного спуска камеры на ночной город под вкрадчивые фразы закадрового голоса, он ведёт зрителя через тернии сюжета к бескомпромиссной концовке. Она случится ясным днём, на лондонской набережной, и ночь покажется ещё более привлекательной на фоне этих событий.
Авантюрная история про неугомонного игрока, который оправдывает азарт стремлением сделать богатой девушку (Джин Тирни) или «стать кем-то». В своих уловках Гарри (Ричард Уитмарк) доходит до совсем рискованных шагов, специально раззадоривая криминального авторитета, как бы невзначай подсаживаясь в заведении неподалёку и громко обсуждая преимущества известных рестлеров. Высокие и низкие виды единоборства также весьма эффектно демонстрируются на экране: отец воротилы Кристо показывает мощь греко-римской борьбы, противопоставляя её нелепостям подпольного рестлинга.
- Страна: США
- Жанр: фильм-нуар, триллер, драма, мелодрама, криминал
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.0; IMDb – 7.20.
- Режиссёр: Отто Премингер
- В главных ролях: Роберт Митчем, Джин Симмонс, Мона Фримен
Лента Отто Премингера - нуар с упором на психологию. Водитель скорой помощи сталкивается во время очередного вызова с Дианой - странной замкнутой девушкой, очарование которой мрачно и невинно, а взгляд милого лица таит пугающую отрешённость. Наиболее привычное её занятие - игра на фортепиано. Постепенно раскрываются её преступные намерения избавиться от мачехи, чтобы вернуть внимание отца.
Образ, созданный Джин Симмонс – центральный; неслучайно он передаёт ощущение тайны и двойственности всему происходящему. Кино наглядно демонстрирует, как внешность может быть обманчива, а невинностью нередко стремятся прикрывать грехи. Фильм будет интересен психологам, которым с интересом покопаются в патологиях девушки с внезапными деструктивными порывами и показной учтивостью.
- Страна: США
- Жанр: фильм-нуар, триллер, криминал, детектив
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.0; IMDb – 7.60.
- Режиссёр: Сэмюэл Фуллер
- В главных ролях: Ричард Уидмарк, Джин Питерс, Тельма Риттер, Мервин Вай
Завязка сразу происходит в давке вагона метро, где теснота сближает самых разных людей, а у обворожительной девушки карманник вытаскивает кошелёк из сумочки. Беда обретает политический масштаб, когда выясняется, что внутри кошелька хранится секретная плёнка фильма с засекреченной правительственной информацией.
Бывший бойфренд девушки заставляет её любыми силами вернуть кошелёк, и так она встречается лицом к лицу с главным героем, которого она и впутывает в опасности.
Прекрасно это осознавая, карманник ввязывается в шпионские интриги. Будучи зависимым от адреналина, он не может удержаться от возможности вырваться из рутины и продолжать испытывать судьбу.
- Страна: США
- Жанр: фильм-нуар, триллер, драма, криминал, детектив.
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.9; IMDb – 8.30.
- Режиссёр: Билли Уайлдер
- В главных ролях: Фред Макмюррей, Барбара Стэнвик, Эдвард Г. Робинсон
История о том, как далеко может завести общение с навязывающим услуги недобросовестным страховым агентом. Именно им работает главный персонаж картины – альфонс, упорно внедряющийся в доверие своей клиентки миссис Дитрихсон, и не брезгующий сразу переходить на личные темы. Она же – по канонам жанра – вскоре во вред себе поддаётся его уловкам, и решает избавиться от собственного мужа, предварительно оформив на него страховку. Подельники обсуждают детали преступления: она – в надежде избавиться от странного и суеверного супруга, он – с целью крупного заработка.
Впечатляет погружённость и вовлечённость артистов в свои амплуа. Притягательная – по канонам жанра - внешность девушки и та парадоксальная лёгкость, с которой она пускается на преступную авантюру, внушают страх. Сценарий разрабатывался Уайлдером в паре с детективщиком Рэймондом Чандлером: он способен увлечь не на шутку за счёт острых диалогов несмотря на некоторую предсказуемость сюжета и грубость образов.
- Страна: США
- Рейтинг: Кинопоиск – 8.0; IMDb - 8.40.
- Режиссёр: Билли Уайлдер
- В главных ролях: Уильям Холден, Глория Свенсон, Эрих Фон Штрогейм
Как уже было отмечено ранее, время от времени кинодеятели отклонялись от стандартной схемы фильма в жанре «нуар». Так поступил и Билли Уайлдер, который немного видоизменил образ роковой женщины, сделав её великовозрастной актрисой, когда-то обласканной публикой и заработавшей целое состояние, но затем необратимо утратившей популярность.
Волей случая к её дому заносит автомобиль испытывающего финансовые трудности сценариста Джо Гиллиса, оказавшегося затем в её власти. Получая её покровительство, он из бедности моментом оказывается в условиях роскоши. Казалось бы, выброшенные на обочину киноиндустрии фигуры нашли друг в друге то, что искали. Но не всё так просто.
Классический Голливуд в картине преломляется, и перестаёт быть «фабрикой грёз» - показана во всей красе его тёмная сторона. Все персонажи словно застряли в своих образах – мирах, навязанных им прочно кем-то извне, и от этого страдают. Благодаря детально прописанному психологизму кино пленяет, вызывая сочувствие всем, кто погружён в забвение из-за собственных предрассудков.
Заброшенный теннисный корт во дворе, бассейн - всё в особняке бывшей знаменитости пребывает в запустении. Сама она - жертва бесконечного самообмана, затянувшая сценариста в трясину богемной и самопоглощающей жизни, откуда у него не было выхода. В фильме много литературных находок: чего стоит только описание некогда влиятельной актрисы: «сидела свернувшись, как пружина часов».
- Страна: Великобритания
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.6; iMDB – 8.10.
- Режиссёр: Кэрол Рид
- В главных ролях: Джозеф Коттен, Алида Валли, Орсон Уэллс
На этот раз в центре сюжета – автор детективов, охладевший к миру, перебрав, казалось бы, все возможные сюжеты и варианты развития событий. Картина выделяется тем, что она создавалась британскими кинематографистами, но по всем ключевым требованиям жанра она отвечает понятию «нуара».
Она знаменита захватывающей погоней на фоне канализационных коммуникаций Вены, а также величественными пейзажами города и реки Дунай, открывающимися с колеса обозрения (очень символичный для сюжета образ). В европейский город детективщика пригласил друг, который хотел предложить работу, но погиб при неизвестных обстоятельствах до приезда гостя.
Местные жители во всех грехах винят погибшего, но вновь обелить его имя настроен герой в исполнении Джозефа Коттена. Авторы картины плавно переводят фокус с личной истории одного человека на исторический контекст послевоенной Вены, отчего буквально захватывает дух. Смятения дополняют сцены выкриков с лестницы местной пожилой женщины, словно привыкшей к непониманию происходящего. Всё – в обрамлении выверенного визуального ряда, широко использующего на контрасте игру света и тени.
- Страна: Япония
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.3; iMDB – 7.70.
- Режиссёр: Масахиро Синода
- В главных ролях: Рэ Икэбэ, Марико Кага, Такаси Фудзики, Наоки Сугиура
Данный нуар уникален в своём роде, поскольку это, пожалуй, единственный чистокровный представитель жанра, снятый в Японии. Он полностью соответствует критериям «нуара» вплоть до того, что роковая женщина Саэко (Марико Кага), сама не подозревая, заводит персонажа в тупик. Она – словно бледный цветок, сочетающий молодость и приметы смерти.
Сюжет вращается вокруг клубов любителей азартной карточной игры «Риичи-маджонг». Саэко просит вышедшего из тюрьмы любовника постоянно поднимать ставки, отыскивая всё более крупные игровые площадки.
Лоска картине придаёт джазовая музыка, которая ещё сильнее приближает фильм к Голливуду, а в чём-то даже превосходит его. Внезапно посреди сюжета мы видим эстетски поставленную сцену сна нарушителя, успевшего узнать о себе много нового после встречи с девушкой. Лаконичная концовка же может показаться единственной возможной только после того, когда зрители доберутся до неё.
- Страна: США
- Рейтинг: Кинопоиск – 7.4; iMDB – 7.90.
- Режиссёр: Николас Рэй
- В главных ролях: Хамфри Богарт, Глория Грэм
Пожалуй, один из самых любопытных для ценителей кино представителей жанра, ведь в центре истории – режиссёр в исполнении легендарного Хамфри Богарта. Он честно признаётся, что убил десятки людей – но только на экране, а играющие их актёры остались в живых. Используя большой опыт в съёмке различных криминальных сцен, он помогает полицейским расследовать преступление, в котором они заподозрили его.
Всё это на фоне встречи с той самой роковой красоткой, встречи с которой он бессознательно ждал много лет. Между ними завязывается любовь, но окончательно скрепить отношения браком возлюбленные не могут из-за подозрений полиции в адрес кинодеятеля. Смахнуть с себя обвинения ему всё-таки удаётся, но – какой ценой…
Кино – искусно поставленное, глубокое и проникновенное. В нём нашлось место и юмору (приятель предлагает переправить режиссёра в Мексику, после чего тот иронически обращается к нему как к специалисту по этому вопросу). В моменты нарастания напряжения главный герой начинает последовательно анализировать сцены, в которых он участвует, словно видит происходящее со стороны: настоящая профдеформация. Будто бы он чувствует себя в кадре, как в укромном месте, и сам процесс съёмки стал для него глубоко интимным.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии