image

Ставка на будущее: в прокат выходит "Экспресс" - новый фильм о сюрреализме российской провинции

Досуг на диване
Алексей Югов

В прокат выходит "Экспресс" (16+) - едва ли не самое ожидаемое событие российского кинематографа за пару последних месяцев. Сюрреалистическую комедию, показывающую противоречивость российской провинции (речь идет о самом что ни на есть глухом уголке - Карачаево-Черкесии) снял режиссер Руслан Братов, до этого известный лишь короткометражкой "Лалай-Балалай". Фильм, снятый с неким закосом "под Балабанова", все же дарит какую-никакую надежду отечественному зрителю.

В центре сюжета - типичный кавказский провинциал Сос, который делает ставку не на учебу в университете, а на спортивные события. В его жизни наступила настоящая черная полоса: юношу выгнали из вуза, а любимая девушка уехала в столицу. На последнюю тысячу рублей с помощью нового знакомого герой делает ставку в букмекерской конторе, и она - что неожиданно - выигрывает. Правда, карточку, которая нужна, чтобы забрать выигрыш, Сос теряет. 

Подобная завязка нужна режиссеру, чтобы максимально точно показать эстетику кавказской провинции. При этом мрачная фактура, которая сопровождает поиски заветной карточки, отнюдь не залезает всей своей полнотой в душу кинозрителю. Путь Братова иной, чем у Балабанова или Быкова: его фильм эту жуткую провинциальную безысходность не констатирует, а пытается романтизировать. Критики отмечают, что картина - это такой глоток свежего воздуха, ведь стилистику российского юга зритель привык видеть в несколько ином виде.

В конце концов, фильм, снятый в нарочито "пацанской" манере, рассказом об обычных людях Кавказа пытается ответить на один из главных вопросов сегодняшнего русского бытия: есть ли выход из темного тупика бедных окраин? Может быть, шансы на выигрыш есть не только у смерти, но и - как это прописано в священных книгах - у самой жизни?

Фильм выходит в широкий прокат 22 сентября.