Женщины меняют Вологду: главный педагог области Екатерина Целикова
Еще одной героиней нашего проекта «Женщины меняют Вологду» стала начальник Департамента образования Вологодской области Екатерина Целикова. В фокусе внимания проекта история увлеченной студентки филфака, которая сначала стала ректором университета, в котором училась, а затем возглавила региональный Департамент образования. О том, какие масштабные задачи стоят перед вологодским образованием, какие пути их решения видит региональное правительство и как эти решения воплощаются нам рассказала наша героиня.
- Екатерина Викторовна, расскажите, с чего началась ваша карьера?
- Всё очень просто. Я всегда хотела поступить на филологический факультет, что я и сделала. Мне очень повезло: у меня были хорошие учителя. Замечательные профессора, которые учили нас – в частности, мой научный руководитель, Наталья Дмитриевна Володина. Она на первом курсе вычленила всех, на первый взгляд заинтересованных в науках студентов, и пригласила нас в свою группу. Мы практически с первого курса занимались наукой, я сразу поняла, что пойду в аспирантуру. Мне был интересен путь исследователя, тем более, ещё раз говорю, у меня были такие замечательные примеры перед глазами. Закончила университет, поступила в аспирантуру. Закончила аспирантуру, попутно родила ребёнка и вышла замуж, вернулась в университет, в это время там создавался новый отдел, который как раз таки занимался научными исследованиями.
- Получается, что вы стояли у истоков современной деятельности ЧГУ?
- Не секрет, что в университете 3 ключевых направления: образование, исследование, а теперь и социальная роль университета - так называемая третья миссия. Вот тогда, много лет назад только создавались в региональных ВУЗах направления, связанные с исследованиями. Конечно, научные школы были всегда, но управления исследованиями только создавались. Мне предложили возглавить такой отдел. Потом плавно создавали в университете научные журналы, развивали работу с грантовыми фондами, а через какое-то время я стала проектором по науке. На тот период выпал активный рост университета: мы стали опорным университетом региона и создавали программу развития с точки зрения науки. А потом я стала первым проектором и началась пандемия. Так что, собственно, до юбилея маленького я не доработала ректором совсем чуть-чуть - три года.
- Как вы восприняли предложение возглавить Департамент образования региона?
Ну, скажу – с интересом, как определённый вызов. Мне понравились масштабы задач, которые передо мной были поставлены. Всё-таки, это целый регион, это в целом определение развития образования в регионе. Это было интересно, это был новый опыт. Поэтому сейчас я погружаюсь в эти вопросы, определяю для себя направления, которыми мне хотелось бы заниматься. Нельзя сказать, что это какое-то совсем новое для меня направление, но всё-таки достаточно масштабно, поэтому всё воспринимается с интересом.
- Отличается ритм жизни в Вологде от привычного вам череповецкого?
- Традиционно принято различать ритм жизни Вологды и Череповца, но сейчас уровень моих задач таков, что ритм стал ещё более насыщенным и интенсивным. Но я надеюсь, что я узнаю Вологду как город в летний период, когда будет посветлее, побольше солнца, и можно будет погулять. Мне пока за всё время пребывания здесь - с декабря - удалось лишь одни выходные провести в Вологде. Я была в Музее кружева, получилось погулять по городу, увидеть Кремль, посетить несколько храмов на площади. В принципе, я думаю, хорошее начало и все еще у нас с Вологдой впереди.
- Есть ли разница в менталитете череповчан и вологжан?
- Давайте скажу за себя. Если тебя окружают люди, которые заинтересованы в реализации своих проектов, то в целом они очень быстро решают проблемы, которые есть, ну, или задачи, которые стоят. Такие люди не боятся барьеров, не выстраивают их сами для себя. Конечно, я приехала из города, где темп имеет огромное значение. Руководство Череповца – во многом это выходцы из компании «Северсталь», где есть определённая культура решения задач. В целом это и на уровне университетов было воспринято, потому что мы синхронизировали и свою внутреннюю культуру и перенимали опыт «Северстали». Кроме того, у нас и преподавали специалисты этого холдинга. Мне кажется, что это хороший опыт, но и в Вологде есть чему поучиться. Я надеюсь, освоить эти практики в ближайшее время.
- При назначении вас руководителем Департамента образования врио губернатора Георгий Филимонов высоко оценил ваш КПИ. Что это?
- Я благодарна за высокую оценку своей деятельности, но я бы сказала, что ничего не делается с нуля. Как только я стала ректором, мы стали готовили программу развития университета. Естественно, опираясь на предыдущие результаты. В целом, мы просто ставили себе амбициозную задачу стать лучшим университетом в регионе. Для этого мы просто разложили эти параметры: лучшим в каком смысле? Самым крупным по количеству студентов? Самым крупным по объёму финансирования (в том числе от научной деятельности)? Мы поставили себе задачу войти в ТОП-5 вузов Северо-Запада, и сегодня ЧГУ - это седьмое место среди региональных университетов. Мы ставили себе задачу выиграть конкурс передовой инженерной школы, потому что Череповец – город инженеров, химиков и металлургов. Мы ставили себе задачу создать педагогический колледж. Мы ставили себе задачу, собственно, создать военно-учебный центр в университете.
И всё, о чем я сказала, мы сделали. Есть военно-учебный центр, мы создали педагогический колледж, мы выиграли гранты передовой инженерной школы. Пожалуй, не взятый рубеж, но мы к нему очень близко подошли – это программа «Приоритет 20.30», программа развития университетов Российской федерации… Но все параметры для того, чтобы войти в эту программу у нас есть. Поэтому я думаю, что в этом году университет тоже подаст эту заявку и себя проявит. Я надеюсь на это.
- Почему ЧГУ стал опорным ВУЗом Вологодской области?
- У нас просто были амбиции развития. Возможно, изначально Череповецкий университет был в более слабой позиции, и были даже времена, когда мы думали о том, что университета не будет. Это будет филиал, или ещё что-то. Ведь оценить результативность работы университета можно только на фоне работы других университетов. Мы взяли себе в качестве ориентира ведущий региональные университеты нашей страны - Новгородский университет, Псковский рубежный университет, у которых были оригинальные программы развития, которые были нам интересны. Университет при любом раскладе — это точка притяжения талантливой молодёжи, высокоразвитой молодёжи, которая потом перейдёт на уровень высококвалифицированных кадров, в том числе и научных кадров.
- Педагогов много ругают в последние годы. Насколько это справедливо?
- Мне кажется, что нельзя обобщать. В первую очередь, потому что все мы очень разные: есть разные педагоги, разные дети. Но что неоспоримо, так это то, что профессия педагога – одна из самых сложных. В этой работе нельзя работать с плохим настроением, когда ты решил, что денёк пересидишь и оно само… Нет, так не получится. Меняются дети, меняются подходы к воспитанию, в том числе в семье. Поэтому перед нами стоит глобальная задача: воспитание в работе с семьёй на уровне детского сада, с пониманием того, что все основы – нравственные, духовные, интеллектуальные, деятельные – закладываются в семье. Поэтому, я очень надеюсь, что нам удастся выстроить эту линейку на всех уровнях, тем более что у нас есть очень высокая база по некоторым направлениям. Поэтому, думаю, что всё должно получиться. И учительское, и родительское сообщество нацелены на то, что мы должны дать детям лучший уровень образования.
- Долгие годы в образовании оптимизация была превыше всего. Этот курс сохраняется?
- Мне трудно оценивать, и я не совсем согласна с этим тезисом. Я понимаю, что были времена, когда образование недофинансировалось. Сейчас, мне кажется, ситуация несколько другая. Национальные проекты, построенные сады и школы, введённые должности и места в дополнительном образовании… Всё-таки государство и регион направляют большое количество средств на финансирование системы образования. Я бы сказала, что теперь все эти объекты должны работать как единая слаженная система. Кванториумы, точки роста, IT-кубы, наши новые продвинутые школы, места в дополнительном образовании, школьный театр, клубы – всё это большая инфраструктура, которая должна работать на воспитание и образование наших детей, на создание этого настоящего человека.
Я не думаю, что речь будет идти вообще об оптимизации, но я думаю, что речь будет идти о цели воспитания, о цели образования, то есть если у нас сейчас стоят задачи технологического суверенитета, мы должны воспитать поколение людей, которое обеспечит технологический суверенитет. Мы должны развивать физику, математику, естественно-научный блок наук. Мы должны заботиться в целом о подготовке учителей высокого уровня, создавать условия с точки зрения инфраструктуры, чтобы дети учились на современном оборудовании. В это будут целенаправленно вкладываться средства. Тем не менее, и духовно-нравственное воспитание не остаётся в стороне. Поэтому создаются театры, спортивные клубы и школьные музеи. Интеллект не может быть без нравственно-духовной основы. Мы все это понимаем.
- Нужны ли нам в школах иностранные языки?
- Я, как человек, который любит слушать лекции Татьяны Черниговской, считаю, что изучение языка – это в целом очень круто, и язык изучать надо. Это развивает человека, безусловно. А то, что экономические интересы нашей страны лежат в другой географической плоскости – это ведь тоже хорошо, нам нужны специалисты, нужно налаживать эти связи, торговые, экономические, культурные, любые. Сейчас детям уже с школьных лет даётся возможность изучать китайский или арабский язык.
Но тем не менее, базовые европейские языки остаются, потому что на них создана прекрасная литература, фильмы и так далее. Мне кажется, это в целом обогащает человека.
- Какие перспективы в школах у китайского, турецкого, персидского языков?
- Да, есть. И, думаю, что мы будем развивать это направление. У нас будет создано Общество российско-китайской дружбы, как раз на базе череповецкого университета. Мы будем развивать изучение китайского языка, и запрос на это есть у наших родителей и у детей. Хочу сказать, что мы в этом вопросе даже несколько отстаём от столичных городов – Москвы, Петербурга – где это уже очень развито. И количество ребят, сдающих ЕГЭ, там гораздо больше. Поэтому всё впереди.
- Существует ли у нас в области программа преобразований регионального образования или она в стадии формирования?
- Конечно, программа существует. Как только я пришла на это место, мы очень плотно работали с правительством области, с губернатором и предлагали разные варианты решения. У нас есть программа, которая разделена на несколько направлений. Часть этой программы уже была озвучена Георгием Филимоновым: модернизация и безопасность наших детей, создание школьных музеев.
В программе есть большой кадровый блок, который связан с поддержкой молодых педагогов и педагогов, которые приезжают в сельскую местность.
Есть большой блок, связанный с содержанием образования. Его задача направлена на то, чтобы большее количество ребят сдавали математику профильную, физику, химию, информатику, биологию. Это важно для нашего региона в целом. Мы меняем содержание подготовки и появляются новые федеральные учебники. Мы должны отвечать реалиям - развитию среднего профессионального образования. Задачи просто гигантские, потому что потребность в этих кадрах очень велика сейчас. И мы видим, как много для этого делается: открытие новых контрольных мест цифр приёма, новых направлений под задачи регионального работодателя.
Большие задачи у нас стоят и в высшем образовании. Мы планируем строить кампусы в Вологодской области, это большой инфраструктурный и инвестиционный проект.
- В Вологодской области появятся настоящие студенческие кампусы?
- Кампус – это синергия большого количества заинтересованных людей, кто в нём работают: и студенты, и преподаватели, и работодатели, и, например, приглашённые какие-то преподаватели-учёные. И суть капмуса в том, чтобы можно было вместе что-то делать, например, лабораторные работы или готовиться к экзаменам. Это также должно стать местом притяжения и здесь будут студенческие точки роста.
- Есть ли, на ваш взгляд, плюсы в советской системе образования?
- Да, очень хочется, чтобы мы этот вектор сохранили несмотря на то, что может быть, есть какие-то провалы. Я просто часто слышу, как проводятся аналогии с советской школой и советской системой. Нельзя не признать правоту этих доводов. Но поскольку мы не живём в советской системе, а в другом мире, то с точки зрения нашего экономического и политического уклада всё лучшее из этой системы мы точно можем взять. Например, базовую крепкую фундаментальную подготовку в школе, хорошие развитые практические навыки в среднем образовании, и, конечно, фундаментальное развитие образования на уровне университета. Наше образование и сейчас на высоком уровне в мире, но нужно стремиться к лучшему.
- Как глава Департамента образования Екатерина Целикова меняет Вологду?
- Убеждена, что эту оценку должна делать не я. Любая деятельность человека, у которого есть впереди цель, меняет вокруг себя очень многое. Весь мой предыдущий опыт доказывает это. Есть люди, которые говорят, что это невозможно или это никогда не получится, но, мне кажется, нужно спокойно делать свою работу по плану, каждый день, и всё будет.
- Чем вы гордитесь в своей карьере?
- Мне ещё здесь рано подводить итоги. Но на уровне университета я довольна, что он вошёл в число 30-ти вузов страны, которые выиграли грант «Передовая инженерная школа». Я уверена, что это – высокий результат. Это был очень большой отбор. Мы шли к этому два года. Когда мы в первый год проиграли, для меня это был замечательный жизненный опыт.
Один из самых классных опытов – опыт именно проигрыша и недостижения результата. Ведь он мне помог понять, что у меня не получилось и, что работа была проделана не зря. Это командная большая работа – движение к общей цели.
- Что бы вы посоветовали тем, кто находится в начале своего профессионального пути?
- Во-первых, доверять себе. То есть, если ты действительно хочешь добиться изменений, доверяйте себе. Во-вторых, не бояться провалов. В-третьих, собирать хорошую команду рядом. И всё получится.
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии