Экономика
854

Спокойствие, только спокойствие! Банковская система игнорирует события вокруг СВО

Непростая обстановка, складывающаяся в районе проведения специальной военной операции, не является секретом. Достаточно несколько минут послушать ток-шоу на любом из федеральных каналов, чтобы понять серьезные проблемы, переживаемые участниками СВО.

Тем более удивительным кажутся очевидные признаки стабилизации банковской системы страны. По данным Центробанка России, прирост совокупных банковских активов в годовом измерении составляет чуть меньше 15%. Прирост вкладов населения за последние двенадцать месяцев совсем немного не дотянул до 12%, причем этот источник банковского фондирования активизируется (только в прошедшем месяце «добавка» к частным сбережениям превысила полтора процента, что лишь немного ниже среднемесячного показателя за последние 10 лет). 

При этом надо иметь в виду, что рост сбережений физических лиц происходил исключительно за счет рублевых депозитов, в то время как валютные падали со стремительной скоростью. По состоянию на 1-е мая 2023-го года доля валютных депозитов в общей массе вкладов населения составляла порядка 10% против 15% годом ранее. 

Пресловутой ложкой дегтя в бочке с медом стала динамика средств на банковских счетах предприятий и организаций. В апреле с.г. упомянутый показатель снизился второй месяц подряд: в марте – на 1,6%, в апреле – на 1,5%. Но эксперты не склонны драматизировать этот факт. Дело в том, что завершающие месяцы прошлого года сопровождались таким мощным притоком  средств на счета юридических лиц (+20%), что некоторый отскок назад был неизбежен.

Еще одно важное обстоятельство – снижение концентрации банковских активов в десятке крупнейших банков страны: за месяц доля банков из топ-10 уменьшилась с 78 до 77%. Разница кажется не столь значительной, однако нужно учитывать, что речь идет о гигантских цифрах.

По состоянию на 1 января минувшего года совокупные банковские активы России приближались к 130 триллионам рублей. После начала СВО банковская отчетность была засекречена, но с учетом мер господдержки финансового сектора итоговая цифра года наверняка не уменьшилась. Поэтому даже один процент – это без малого полтора триллиона рублей разницы. Понятно, что переток этих немалых средств из более крупных (читай – более надежных) в менее крупные (читай – более рискованные) банки свидетельствует, что первый шок сошел на нет, банковская клиентура постепенно успокаивается.    

И правильно делает. При любых условиях нельзя забывать остроумный завет Станислава Ежи Леца: «Война войной, а обед по расписанию»…