Экономика
1
960

Сталевары недоварили: к внешнему негативу добавился внутренний

Фото Вологда-Поиск
Фото Вологда-Поиск

На первый взгляд, ничего фатального не произошло. По данным Росстата, в стартовом квартале текущего года производство чугуна, стали и ферросплавов в РФ снизилось примерно на полтора процента. Как говорится, бывало и хуже.

Чуть больше пострадало производство стальных труб, фитингов и другой родственной продукции: здесь потери «год к году» достигли 10%. Хотя и этот спад далек от антирекорда последнего десятилетия, установленного на фоне пандемии: в 2020-м году российское производство труб большого диаметра сократилось без малого на 15%.

Словом, сама по себе эта статистика не способна вызвать ажиотаж, но есть неприятные сопутствующие обстоятельства.

Первое: черная металлургия оказалась одним из трех аутсайдеров перерабатывающей промышленности, показавших результаты хуже прошлогодних (наряду с нефтеперегонкой и производством табачных изделий). И это в тот период, когда основные проблемы начального этапа СВО, казалось бы, успешно решены: западные рынки сбыта российских металлов отчасти замещены восточными и южными; спрос на металлы внутри страны также растет благодаря оборонному комплексу и возрождающемуся отечественному машиностроению (в частности, автопрому).

Второе: негативный эффект от антироссийских санкций еще не набрал полные обороты. За последние два года европейцы, американцы и их союзники почти наполовину сократили импорт нашей металлургической продукции, но не прекратили его окончательно. Между тем в планах «санкционеров» именно 2024-й год значится как своего рода красная линия, когда поставки российских металлов на Запад должны быть «обнулены» полностью.

Но пока это лишь перспективы. На данный момент главной причиной неожиданного торможения черной металлургии стал внутренний фактор. Сталевары вынуждены расхлебывать последствия наметившегося кризиса строительной отрасли. Ведь именно строители, переживавшие фантастический взлет показателей, были одним из основных потребителей металлургической продукции. Но в последнее время стройка ощутимо сократила объемы работы из-за ужесточения государственной финансовой политики, и это не могло не отразиться и на металлургах.

Впрочем, речь не идет о каком-то катастрофическом падении спроса. По оценке экспертов компании «Северсталь», квартальный спад в потреблении металла в российской строительной отрасли не превысил 2% «год к году». Сюда надо приплюсовать сезонный зимний спад в потреблении металла нефтегазовым сектором (минус 11% «год к году»). В то же время отечественные машиностроители, что называется, рвут и мечут. В нынешнем году рост потребления металла в этой сфере экономики лишь немного не дотягивает до 10% к прошлогоднему уровню. Так что без потребителей наши металлурги в любом случае не останутся.