Фильм «Защитники»: наш ответ Marvel и DC
Аккурат в День защитника Отечества в российский прокат вышел первый российский супергеройский блокбастер — наш ответ Бэтмену, Супермену и Мстителям.
Создатель картины Сарик Андреасян — режиссёр во многих отношениях бесстрашный. При существующем градусе недоверия к отечественному развлекательному кино его «Защитники» были обречены на жесткую критику ещё задолго до появления на больших экранах. Однако потоки желчи не иссякли и после выхода картины. И есть из-за чего.
Чисто теоретически из этой идеи могло получиться нечто толковое (и оно даже чуть-чуть мерцало в трейлерах), что в итоге и вызвало к ней интерес. Если в России так любят фильмы о супергероях, что каждая картина из киновселенных Marvel и DC собирает кассу больше, чем любой отечественный продукт, почему бы не создать собственную историю о людях со сверхспособностями?
Должно быть, примерно так рассуждал успешный молодой режиссёр и продюсер Сарик Андреасян, ответственный за такие комедии, как «Служебный роман. Наше время», «Беременный», «Тот ещё Карлосон!», «Что творят мужчины», боевик «Ограбление по-американски» и недавно вышедший фильм-катастрофу «Землетрясение» о трагедии в Армении. В свои 32 года он успел снять как режиссёр 10 (!) полнометражных картин, а спродюсировать и вовсе почти в два раза больше. Не раз заявлявший, что признает в кино только мейнстрим, он с самого начала ориентировался на массового зрителя, ища подходы к основной аудитории кинотеатров, то есть к людям от 14 до 25 лет.
Начал Андреасян с самого дешевого с точки зрения затрат жанра — комедии. Незамысловатые либо проверенные сюжеты, грубый подростковый юмор, звезды КВН и «Камеди клаб» плюс агрессивный маркетинг делали свое дело исправно. Каждая картина окупилась в прокате и в то же время была обругана критиками. Однако на критику Сарик Андреасян уже не обращает внимания. Кино для него давно стало лишь грамотно организованным бизнесом.
Если в России так любят фильмы о супергероях, почему бы не создать собственную историю о людях со сверхспособностями?
«Защитники» были проданы ещё до выхода в прокат в десятки стран, а 23 февраля одновременно запустились в кинотеатрах Германии, Болгарии, Индии, Тайваня, Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Армении, Латвии, Эстонии и так далее. И это, между прочим, беспрецедентный случай для российской киноиндустрии. Фильм уже окупил свои скромные, по мировым меркам, затраты в 380 миллионов рублей. И нет сомнений, что российский прокат тоже принесёт создателям немалые деньги. Потому что наш зритель хоть и считает правилом хорошего тона ругать отечественное кино, всё-таки исправно на него ходит.
Для Андреасяна «Защитники» стали первым опытом в жанре супергеройского блокбастера. Справедливости ради отметим, что это вообще первый российский фильм, где главная роль отведена людям со сверхспособностями. И этот блин, конечно, не мог не получиться комом.
Но проблема здесь не только в несоизмеримом с голливудскими картинами бюджете (380 миллионов рублей — это при нынешнем курсе менее семи миллионов долларов, в то время как в США на подобные проекты тратят в десятки раз больше). «Защитники» создавались с чистого листа, на пустом месте, без всяких первоисточников, поэтому по определению вторичны по отношению к американской культуре, где комиксы с удовольствием читают уже лет 70-80. Сценарист Андрей Гаврилов старательно притягивал сюжет к российским реалиям, но, как ни крути, он получился настолько топорным и предсказуемым, что смотреть фильм не имеет почти никакого смысла.
Наш зритель хоть и считает правилом хорошего тона ругать отечественное кино, всё-таки исправно на него ходит.
И всё же перескажем основную канву для тех, кому это важно. Созданный советскими учеными в 40-е годы прошлого века отряд супергероев «Патриот» должен вновь собраться в наши дни, чтобы дать отпор обезумевшему профессору Августу Куратову, превратившемуся в мутанта и вознамерившемуся захватить для начала Москву, а после и весь мир. Обладая суперспособностью подчинять себе любую технику силой мысли, он для надёжности все эти годы ещё и выращивал себе армию клонов, каждый из которых снабжен оружием, но не умеет, как мы убедимся, из него стрелять.
Расписание фильма «Защитники» смотрите в афише vologda-poisk.ru.
Чтобы справиться с опасным врагом, которого не берут ни танки, ни баллистические ракеты, министерство обороны поручает секретной организации найти четырёх бывших советских граждан, подвергшихся в своё время экспериментам по госпрограмме «Сверхчеловек». Каждый из них не только жив, но и прекрасно себя чувствует, получив в придачу к суперспособностям бессмертие. Почему они столько лет не нужны были государству, остаётся за кадром. Зато зрителям предлагается поверить, что и в России есть своя «фантастическая четвёрка»: человек-земля Лер, человек-ветер Хан, человек-медведь Арсус и женщина-вода Ксения. Один умеет сворачивать горы, другой мгновенно перемещается и рассекает всё и вся острыми мечами, третий способен превращаться в медведя, а четвертая становится невидимой в воде.
Нельзя сказать, что персонажей откровенно передрали из других подобных фильмов — полных аналогов нашим героям вроде бы не встречалось. В данном случае создатели надёргали везде понемногу, подражая самой индустрии, а не какому-то конкретному фильму. И получилось в принципе то же, как в целом в индустрии, где случаются свои громкие провалы, плохая игра актёров и сюжетные нестыковки.
Однако после просмотра «Защитников» кажется, что при желании взять от жанра только хорошее создатели по неопытности наделали сплошных ляпов. Диалоги в картине ожидаемо клишированы, артисты играют, как любители на детском утреннике, да ещё и каждая отыгрываемая эмоция подкрепляется обязательным музыкальным сопровождением.
Сюжет, как уже было сказано, предсказуем и наполнен невероятным количеством логических провалов. То есть картина буквально каждые пять минут нарушает созданные ею же правила игры. Всё это могло бы работать, будь у авторов хоть капля самоиронии, однако всё в фильме, включая тошнотворный пафос, делается на таких сложных щах, что хочется немедленно выйти из зала.
Что же касается компьютерной графики, то она здесь не то чтобы откровенно беспомощна, но, скажем так, сильно проигрывает западным аналогам. Ну а хуже всего этого может быть только заявление Сарика Андреасяна о том, что «Защитники» — это лишь первая часть большой франшизы о русских супергероях.
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии
А трейлер суперский!