Культура
511

Итоги первых дней театрального фестиваля «Голоса истории»: звезды – в жюри, Чубенко – в ТЮЗе, а утка - под шапкой Мономаха

Главным событием первых двух дней фестиваля стал спектакль вологодского Театра для детей и молодежи «Борис Годунов», который состоялся в Консисторском дворе Вологодского кремля в день открытия главного театрального события года.

Постановку, где руководитель государства пытается удержать власть и страдает от мук совести, можно назвать острым социальным высказыванием на тему современной политики. Жюри, которое возглавляет известный театральный актер Валерий Баринов, есть что обсудить!

Режиссер постановки Борис Гранатов, используя знакомую поклонникам театра подачу «спектакля в спектакле», нарочито стер временные границы в течение первых же секунд постановки.

Появление облаченного в кожаный пиджак артиста и руководителя «Своего театра», экс-директора Новгородского драмтеатра и экс-начальника вологодского департамента культуры Всеволода Чубенко в премьере Театра для детей и молодежи само по себе можно назвать сенсацией. И не только из-за образа актера, сообщающем, что зрители увидят что угодно, только не постановку с соответствующими историческими костюмами.

Дело в том, что с 1984 по 1999 годы Всеволод Чубенко работал в Театре для детей и молодежи, играя главные роли в популярных спектаклях, а затем в 2001 году стал работать в Вологодском камерном театре. В 2009 году он создал «Свой театр».  Как рассказывал Всеволод в интервью, разрыв с Театром для детей и молодежи проходил очень болезненно, но ощущение свободы было принципиальным. И вот – возвращение Чубенко к истокам! Правда, как выразился наш источник, пока в роли «играющего тренера».  

Как всегда, труппа Театра для детей и молодежи пела и танцевала как в последний раз. Не обошлось и без изображения карикатурного борделя, который зрители ТЮЗа время от времени наблюдают в постановках. Кроме традиционной борьбы с проституцией, режиссер занялся профилактикой других болевых точек молодежи – например, самого страшного современного недуга под названием «все ради власти».

Авторы постановки будто перенесли на сцену припадочную атмосферу безудержного восхваления политических лидеров. Народ в бесформенных серых куртках и смешных шапках тряс флажками «Борис», бояре в отличных вязаных колпаках плели интриги, изображая перед начальником «Я - за тебя, а я – «за тебее»!».

Как и в жизни, даже женщины готовы на все ради человека, облеченного властью. В роли Марины Мнишек, которая мечтает о короне, прекрасна актриса Анастасия Латкина, которой удается сделать образ роковой дамы комическим.

Стоит отметить профессионализм Эдуарда Аблавацкого (Борис Годунов) и Андрея Камендова (Лжедмитрий). Созданные ими образы вполне годятся для современных политических баталий.

Как сообщил «Вологда-Поиску» режиссер спектакля Борис Гранатов, он первый раз поставил «Бориса Годунова»: «Я ставил «Капитанскую дочку» в 1995 году в Пятницкой башне. В нашем театре по поэме «Анджело» я ставил спектакль «Опасные игры». И вот опять - Пушкин!»

Репетиции постановки проходили в «коробке», в здании театра, и только за два дня до премьеры прогоны начались под открытым небом. «Были дожди, мы не могли прийти сюда раньше. Спектакль не претерпел изменений», - говорит режиссер. В постановке участвовала практически вся труппа.

Для облегчения восприятия классический текст сокращен почти в два раза. По словам Бориса Гранатова, проблема борьбы за власть и мук совести – это самое главное, что хотелось быть увиденным и услышанным в спектакле.

Художник-постановщик Степан Зограбян объяснил, что из-за сокращения текста произведение Александра Пушкина стало четче, понятнее, проявились внутренние ходы.

«У нас театр молодежный экспериментальный. Поэтому мы решили пойти по пути такого эксперимента. В данном случае откуда взялась эта конструкция на сцене, откуда такой замысел? Мы подумали, что, например, глядя на эту конструкцию, вы можете представить полуразрушенную в парках эстраду. И спектакль у нас нетрадиционный, спектакль был задуман как репетиция. И немножко замысел в какой-то мере воплотился. Потому что есть человек от театра, который ведет эту репетицию и подсказывает реплики. А это дает уже дает такое ощущение, как будто актеры репетируют, а зрители пришли и смотрят», - поделился историей создания сценографии Степан Арамович.

По его словам, у каждого зрителя может возникнуть свой образ – от клетки и разрушенного купола собора до шапки Мономаха. Но, похоже, у утки, которая перед премьерным показом пришла погулять по сцене в Консисторском дворе и оценить сооружение, не было иных вариантов, как воспользоваться главной царской шапкой как насестом. Ну, никакого уважения перед властью…

Фото - Марина Белова, Театр для детей и молодежи, "Cultinfo"