image
Культура
1 681

«Лиза про Лизу»: необычный моноспектакль снова радует посетителей музея «Вологда на рубеже XIX-XX веков»

Фото Регины Соболевой/
Фото Регины Соболевой/"Вологда-Поиск"

Полюбившийся зрителям небольшой камерный моноспектакль, что несколько лет назад шел в доме купца Самарина, вновь вернулся на сцену музейного пространства.

Название постановки можно легко объяснить: молодая актриса и журналист Елизавета Запорожская играет Елизавету Измайлову, от которой нас отделяет почти 100 лет. Именно дневниковые записи вологодской гимназистки, жившей на рубеже XIX-XX веков, обработаны сценаристом, режиссером-постановщиком Сергеем Костылевым в яркой эмоционально насыщенной форме.

XIXXX

И вот – перед зрителем предстает самая обычная девушка, героиня своего времени, чьи мечты, возможно, не слишком велики, но прекрасны, и так близки нам. 

«Для меня история Елизаветы Измайловой примечательна тем, что эта девушка не боялась проявлять искренние чувства: порой озлобленная на обстоятельства и меняющиеся планы, в моментах проявляющая слабость. Это все и есть жизнь! Причем жизнь не выдающегося ученого, не популярного художника, а простого человека, который отразил свои переживания на бумаге в разные периоды своего взросления. Поэтому многое для игры было понятно, так сказать, на уровне личного опыта. Это облегчало задачу.

Особое удовольствие доставляло повсеместное «копание» в этих записях. Иногда за словами стоит намного больше, чем нам кажется. А еще, следуя из названия «Лиза про Лизу», – это рассказ. Спектакль объединяет актерство и повествование, «четвертой стены» между сценой и зрителем нет. Моноспектакль делал перерыв длиною в два года. До этого шел полтора.

Помню, что устала от этой истории, не хотелось превращать театр в механику. Поэтому в нынешней картине очень много всего нового. Тут еще важен режиссерский взгляд: благо, Сергей Николаевич сам выступал за «освежение» многих сцен. Да и я за два года стала наглее, смелее. Спектакль будем играть два раза в месяц, чтобы не терять форму. Вернее, посмотрим, не потеряется ли», - рассказала Елизавета Запорожская, исполнившая в спектакле главную роль.

XIXXX

Зрители называют спектакль удивительно трогательным и нежным. Ведь они буквально проживают с героиней несколько лет ее жизни. Лиза Измайлова вырастает от наивной гимназистки до высокодуховной юной девушки, чье формирование пришлось на переломные годы страны. Она поет романсы Юрьева и Вертинского, частушки, декламирует стихи Блока, грустит, негодует, томится первым чувством. Кажется, за сто лет поменялось многое, но, так ли уж изменились мы сами?

XIXXX

«Я словно посмотрела на свое отражение сквозь призму времен», - говорят некоторые зрители после спектакля. 

XIXXX

«Дневники Лизы, с точки зрения краеведения, уникальны. Есть моменты, которые нигде больше не встречаются. Например, описания усадьбы Ковырино, а также описание лагерей, которые располагались на том берегу реки в начале современной улицы Лаврова в районе Красных казарм. Наша задача стоит сейчас и в том, чтобы ввести дневник в научный оборот, чтобы и краеведы могли на него опираться.

К тому же меня всегда интересовала история повседневности. Ведь очень важно, как человек проживает какие-то кризисные моменты в истории страны, в общественной истории, как он примеряет это на себя. Дневник был написан с 1914 по 1923 годы. И вот знаковые для страны 1917-1918 годы… Как молодая девушка, получившая гимназическое образование, проживала это время? Отстранена была, участвовала, на какой стороне участвовала, как себя проявляла? Этот дневник оправдал наше ожидание.

Многие люди старшего поколения вытянули оттуда какие-то близкие себе ассоциации. Это было интересно и молодежи. Они приходили на экскурсии, вступали с нами в диалог. Вологда того времени для них открылась с помощью текстов Лизы. И спектакль сыграл тут огромную роль», - отметила Марина Критская, заведующая музеем «Вологда на рубеже XIX-XX веков». 

XIXXX

Осенью 1917 года Лиза поехала в Москву, чтобы поступить на высшие женские курсы. Но случилась Октябрьская революция, начались погромы, и Лизе пришлось вернуться в Вологду. Здесь она занимается не слишком интересной и трудной работой. Но все-таки не отказывается от идеи продолжить обучение, не опускает руки. «Вся жизнь еще впереди!», - пишет она в своем дневнике. 

Размышления юной Лизы о том, как жить дальше, когда мир вокруг тебя меняется, никогда не утратят своей актуальности. Елизавета Измайлова прожила длинную жизнь - 98 лет. Это реальный человек, дневники которого попали в нужные руки. И теперь мы можем глубже представить себе тот период истории, понять людей того времени.

«Мы продолжаем подобные эксперименты. В этом году создали выставку по истории семьи Гробожиловых. Она называлась «Я написала вам по-французски». И записывая для нее письма в аудиоформате, мы тоже добивались эмоционального отклика от наших посетителей. Наш музей раскрывает человеческое: как люди жили в начале двадцатого века, как проносили на своих плечах трагедию, что свалилась на них в 1917-1918 годах.

Хорошо, что мы попытались не осудить, а оценить с человеческой точки зрения то, что нам в том опыте может пригодиться сегодня», - о дальнейших планах музея поведала нам Марина Критская.

Следующий спектакль «Лиза про Лизу» пройдет 22 ноября в 16:00 в Доме купца Самарина на Советском проспекте, 16а.

Главные новости Вологды за неделю
Гол череповецкого «Зенита» влетел в ТОП на чемпионате России по мини-футболу
Команда, представляющая на турнире Вологодскую область, заработала первые очки на всероссийском турнире
03-11-2025 727 просмотров