«Может, рискнуть и оба состава спектакля показывать в один вечер?..»
В Вологодском драматическом театре с оглушительным аншлагом прошла «двойная» премьера, первая в 174-м сезоне. Как и анонсировал ее на пресс-конференции для журналистов главный режиссер учреждения Владимир Гранов, она прошла в два состава. Причем почти все актеры – не повторяли роли. То есть подготовлены практически два разных спектакля, а это колоссальная работа.
В названии пьесы Александра Николаевича Островского — русская поговорка, смысл которой в том, что даже самый хитрый и расчетливый человек не может предусмотреть все последствия своих действий. Главный герой комедии Егор Дмитриевич Глумов — молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован, хорош собой и не гнушается ничем, чтобы пробиться в высшее общество. «Подделаться к тузам», «найти себе покровительство», «льстить грубо, беспардонно» — вот главные принципы его жизни. Впрочем, мы все этот проходили чуть ранее – в комедии «Горе от ума» Грибоедова и в «Ревизоре» Гоголя. Не хватает только городничего. Одна вечная тема - устройства молодого человека в обществе путем притворства, ханжества и лжи. В вологодском спектакле нашли свои места все молодые актеры, приехавшие из Москвы, Петербурга, Воронежа и с Алтая.
В конце зрители долго хлопали, не отпускали актеров. Нам удалось посмотреть второй «состав» спектакля. Люди выходили из зрительного зала в восторге. К примеру, вологжанка Ирина Хрянина рассказала: «Мне понравился образ качелей, который был в начале и в конце. А рама тут тоже символична - она обозначает, наверное, два мира: в одном Глумов живет, а в другой, который в раме, он хочет попасть. Но не удалось… Заметно, что молодые актеры влились в ансамбль театра! Я была и на первом спектакле. Тоже был полный зал, и стоя все аплодировали! Молодцы Спасибо коллективу! Еще хочется прийти сюда.»
Профессиональный вологодский театровед Алексей Сальников:
- Для Вологодского драмтеатра это – не первый опыт постановки пьес Островского. Были, к примеру, «Волки и овцы» - они поставлены в ритме вальса, «На всякого мудреца...» - созданы в ритме танго. Как эти музыкальные ритмы сочетаются с бытописанием русского драматурга, судить зрителю.
Еще одна интересная черта этой премьеры – два почти разных состава. Неизменными остаются лишь две исполнительницы – приживалок, это - заслуженные артистки РФ Наталья Воробьева и Светлана Улыбина. То есть театр предоставляет возможность увидеть, наверное, два разных спектакля? А может, рискнуть и оба состава показывать в один вечер?.. Ведь есть же спектакли в некоторых театрах, длящиеся 5-6 часов! Вот это был бы эксперимент! Но – для самых придирчивых и фанатичных ценителей творчества Александра Островского, да и зрителей – тоже.
Интересны образы качелей, огромной рамы на сцене, и расширения пространства. Ведь откуда-то снизу приходят все гости?.. Значит, действие происходит на втором этаже? Или все они идут из подвала?..
В конце Глумов прыгает на качели и кричит на весь мир: «Я вам нужен, господа! Без такого как я, вам нельзя жить!.. Я был честен только тогда с вами, когда вел свой дневник!» Актуально, свежо вся эта история звучит и сегодня.
Ирина Попова/фото автора
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии