Пять фильмов ко Дню народного единства
														
								
								
								
							«Минин и Пожарский» (1939) - фильм, снятый Всеволодом Пудовкиным по сценарию писателя и киноведа Виктора Шкловского. 
Советское кино в первой половине двадцатого века находилось на уверенном подъёме – создатели лент нередко одной работой привносили много нового сразу во всю отрасль, не боясь экспериментировать. 
Вид искусства утратил немного шарма и творческой свободы с появлением звука, но в данной картине вдохновляющим речам Минина и Пожарского зритель верит, также становясь частью народного ополчения в борьбе с угрозой - польскими интервентами. Упорство и сплочённость исторических героев заразительны, и поэтому фильм можно с уверенностью назвать духоподъёмным. 
Что самое важное – чувствуется народное единство в толпе простых крестьян, которые каждым грошом готовы вложиться в общее дело, один из них нёс монету в кулаке от самого Архангельска и не отдавал несмотря на нападения разбойников. 
Нашлось место и сложной символике, такой как пчёлы внутри черепа (воплощение кипящей жизни и трудолюбия внутри мёртвой западни). 
В целом, и речь, и обмундирование, и панорамы крепостных стен вызывают ощущение подлинного масштаба и детального подхода к осмыслению истории.  При этом, в фильме всё же сквозят не самые лучшие издержки агитационного кино – повторяющаяся излишне кричащая и бравадная музыкальная тема и несколько наивные реплики отдельных действующих лиц. 
«Семь самураев» (1954) 16+ – пусть это и не русский фильм, но нельзя не учитывать влияние японской классики на советских режиссёров. Детально и с душой прописанная Акирой Куросавой история о защитниках города, сражающихся за еду, полюбилась советским кинозрителям и была знакома им не хуже отечественных кинополотен. 
Важна и историческая основа картины – её действие развивается незадолго по временным рамкам от событий, послуживших основой для создания Дня народного единства в России. Защита крестьянства от угнетателей в фильме – не бескорыстный порыв, а вынужденный. Мотивацией внезапно становится возможность биться с другими храбрыми воинами плечом к плечу, а не спасать сирых. Так совершенно разным людям приходится сближаться, чтобы улучшить общее положение. 
Кино показывает самураев с присущими людям недостатками и приземлённостью, и в этом - часть его величия.
Более того, создатель много времени уделил конфликтам между крестьянами и их спасителями, которые пришлось преодолевать по сюжету – это очень честно и откровенно по меркам даже современного искусства. 
«Александра» (2007) 12+ – поздняя картина Александра Сокурова, в которой нет сюжета как такового, но есть потрясающей силы посыл. Фильм назван именем главной героини, Александры Николаевны – пожилой женщины в исполнении оперной певицы Галины Вишневской. Ведомая любопытством, она приезжает на поезде к внуку – офицеру российской армии, в зону боевых действий чеченской кампании, что уже кажется одновременно диким и трогательным. 
На контрастах выстроен весь фильм. Сбиваемое сложностью и противоречивостью мира стремление к сопричастности разных поколений в общих трудностях отражено блестяще. В какой-то момент бабушку, берущую в руки автомат несмотря на робость и брезгливость, воспринимают солдаты как свою общую. Если копнуть глубже, то можно увидеть ленту как пришествие опыта, какой-то экзистенциальной мудрости к солдатам в образе неожиданной гостьи, в нерешительности стремящейся понять их быт и проблемы.
«История одного назначения» (2018) 12+ в основе имеет праведническую сюжетную линию заступничества за невинного солдата, которого приговорили к казни. Фильм не столько о графе Толстом (хотя знаменитой фигуре уделено много внимания), сколько именно о предопределённости вещей: ошибке расследования противопоставляется столь же малообъяснимый с рациональной точки зрения благородный порыв к восстановлению справедливости. 
Кино Авдотьи Смирновой не боится рассуждать о сложных и парадоксальных темах, вдобавок взяв за основу реальный случай из истории. Размышления изящно подводят к тому, что все люди загадочным образом взаимосвязаны между собой теснее, чем кажется на первый взгляд. А это – шаг к осознанию единства между людьми и народами.  
«Борис Годунов»(1986) - картина Сергея Бондарчука, где он сам взял на себя центральную роль – бережная экранизация пушкинской драмы. Став в значительной степени русским «Королём Лиром», это произведение увлекает интригами вокруг царского престола, которые и привели к трагедии безмолвия народа, а также к периоду Смутного времени. 
От пушкинского первоисточника (изначально больше подходящего для фильма, чем для сцены) здесь много, но не лишено кино и фирменного подхода режиссёра. Оно не кажется по-настоящему масштабным несмотря на весь размах сцен с народом и конными воинами, а просторные палаты царя из-за скованности фигур сомнениями передают удивительным образом ощущение тесноты. 
Метель, слепые метания и близкие к помешательству подозрения монарха в атмосфере обмана сгущают краски, показывая, как происходит раскол в государстве, и что его можно было бы избежать. Самозванцы роковым образом вызвали у народа больше доверия, чем наречённый царь Борис Годунов, из-за чего и пришли тяжёлые времена. 
Фильм очень красивый, часто в нём используются точные символы и метафоры. Падающий колокол олицетворяет общее смятение. Крупные планы плывущей по небу луны – спутника Земли – подчёркивают тему двойственности власти, небесной кары и загадки. Огромный торт в виде кремля, который небрежно режет Лжедмитрий, экзотицеские диковинки при дворе царя – лев в клетке, обезьяна, карлики... Всё это помогает увлечься историей, важной для понимания наступления трудной эпохи, выбраться из которой помогло единство народа. 
								
																	
							
		
			
			
			
			
		
					
								
																	
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии