эксклюзив
1 476
18.11.2025 - 19:39
Реставрационный центр имени Грабаря на Вологодчине отметил 40-летний юбилей
Сегодня 40-летний юбилей отметили специалисты реставрационного центра имени Грабаря в Вологодской области.
В Доме Корбакова сегодня прошло праздничное мероприятие, в котором участвовали ведущие специалисты в области сохранения культурного наследия. Участники обсудили итоги работы, а также развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение, источники финансирования и перспективы сотрудничества с музеями, рассказывает руководитель Кирилло-Белозерского музея.
История сотрудничества музея и Центра имени Грабаря уходит корнями в начало XX века: сам Игорь Эммануилович Грабарь участвовал в создании музея в Ферапонтове и спасении памятников Кирилло-Белозерского монастыря. Уже в первые годы существования музея были отреставрированы уникальные иконы из Успенского собора XV века.
В последующие десятилетия реставрационный центр продолжал играть ключевую роль в жизни музея. Были восстановлены сотни артефактов. Особое внимание уделялось и исследованию фресок: в Ферапонтовом монастыре изучались росписи Дионисия и его сыновей (ок. 1502 г.), а в Кириллове — стенописи Успенского собора XVII века, созданные Любимом Агеевым и ярославскими иконниками. Сегодня в фондах музея — более 10 000 предметов, нуждающихся в реставрации. Ежегодно специалисты восстанавливают около 140 экспонатов. Учитывая масштаб задач, музей продолжит тесное взаимодействие с центром имени Грабаря и ведущими реставраторами страны.
По словам участников юбилейного мероприятия, сохранение культурного наследия — это не только техническая, но и моральная ответственность перед прошлым и будущим. И за последние 40 лет Вологодский филиал центра имени Грабаря доказал: в этом деле нет мелочей — каждая икона, каждый фрагмент фрески, каждый кусочек старинного дерева — часть великой истории Русского Севера.
Юлия Веретнова от имени коллектива Кирилло-Белозерского музея-заповедника поздравила руководителя филиала Владимира Кулешова и реставратора Тамару Рыбакову с юбилеем и выразила особую благодарность Александру Александровичу Рыбакову — основателю вологодской реставрационной школы и первому руководителю филиала, чей вклад в сохранение наследия Русского Севера трудно переоценить.
В начале ноября легенда вологодской культуры Александр Александрович Рыбаков, Почётный гражданин города Вологды, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации отметил свой 85-летний юбилей. Более полувека Александр Рыбаков посвятил сохранению и возрождению древнерусского художественного наследия Русского Севера. С 1968 года, переехав в Вологду, Александр Александрович стал одним из ключевых деятелей в области реставрации и исследования монументальной живописи и иконописи региона.
Под руководством выдающегося реставратора Н. В. Перцева он не только прошёл собственный путь мастера, но и заложил основы сильной вологодской реставрационной школы. Его научное и практическое участие стало решающим в спасении фресок Софийского собора в Вологде, росписей церкви Иоанна Предтечи в селе Рощенье, а также в работах над уникальными фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре и росписями Успенского собора в Великом Устюге.
Александр Рыбаков — автор фундаментальных исследований, среди которых особое место занимает книга «Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской (XIII–XVIII вв.)» — сегодня уже раритет, ставший настольным пособием для всех, кто изучает искусство Русского Севера. Его научные открытия легли в основу экспозиций древнерусского искусства в музеях Вологды, Череповца, Тотьмы, Великого Устюга, Кириллова и Устюжны.
И сейчас, в 85 лет, его научная деятельность не останавливается — уже готовится к изданию новая книга, обещающая стать ещё одним важным вкладом в отечественное искусствознание. В настоящее время Александр Александрович является ведущим научным сотрудником Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.
Ранее "Вологда-Поиск" рассказывал, что иконы и фрески Софийского собора ждет реставрация.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии