Культура
581

Старинную вологодскую хоругвь с историей реставрируют в Петербурге

В Санкт-Петербурге, в Академии Штиглица, реставраторы занялись восстановлением уникальной деревянной хоругви, найденной в Георгиевском храме села Косково Кичменгско-Городецкого округа Вологодской области.

Работы по восстановлению Георгиевского храма начались в 2020 году. В них активно участвуют выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Они не только занимаются реставрацией монументальной живописи, но и безвозмездно восстанавливают иконы, которые передают в храм местные жители. В прошлом году к ним попала и редкая деревянная хоругвь.

Эту ценную реликвию передала реставраторам одна из жительниц села, пожелавшая остаться неизвестной. Хоругвь ей досталась от родителей, которым передал её родственник по имени Степан. В советские годы, когда началось разграбление храма, многие местные жители прятали святыни по домам. Степан спрятал хоругвь в лесу, закопав её в яме. Несмотря на обыски, ему удалось сохранить реликвию, периодически проверяя её состояние, чтобы не повредила вода. По окончании гонений он вернул хоругвь домой, и перед смертью передал её родственникам, которые хранили её десятилетиями, несмотря на попытки скупщиков выкупить её за большие деньги.

Сейчас реставрацией хоругви под руководством профессора кафедры живописи и реставрации Анны Лельчук занимается студентка 1 курса магистратуры Алина Шигапова. Она отмечает, что реликвия преподнесла много загадок, на которые ещё предстоит найти ответы.

Двусторонняя деревянная хоругвь менее привычна, чем тканевая, однако георгиевская хоругвь выделяется затейливым резным декором. Она изготовлена из ольховых досок, соединенных между собой, а резные элементы наложены сверху. Как они крепятся – до конца неясно. «Сначала предположила, что на клей, но при детальном рассмотрении обнаружила маленькие гвоздики со шляпками неправильной формы. Возможно, они кованые. Но где-то их нет, и скорее всего применялся клей», – делится реставратор.

Потерянные накладные элементы будут восстанавливаться по аналогии с сохранившимися. Сначала лепится пластилиновая модель, которая утверждается на реставрационном совете, состоящем из преподавателей кафедры, сотрудников Государственного Эрмитажа и Русского музея. После утверждения модель вырезается из дерева и приклеивается или крепится нагелем. Пока реставратор разрабатывает варианты восстановления на бумаге, исходя из сохранившихся элементов и законов композиции.

После тщательного обследования Алина Шигапова приступила к непосредственной реставрации: она занимается расчисткой красочного слоя от пыли, потемневшего лака и поновлений, укреплением и тонировкой в местах утрат, а также подведением грунта там, где он разрушен. Особенно сложная работа предстоит с чешуйками позолоты, которые затвердели в поднятом положении. Их необходимо очистить и «уложить на место».

По словам специалиста, живопись на хоругви хорошо сохранилась. После завершения реставрационных работ реликвия вернется в Георгиевский храм, чтобы вновь занять свое место и радовать прихожан.