На злобу дня
5
1 585

Им сверху видно всё? Чиновники спорят с торговцами о дефиците курятины

Накануне стало известно о заочной полемике между Минсельхозом РФ и компанией «Юнирест», управляющей несколькими российскими сетями фастфуда. 

Представители компании утверждают, что отечественный потребительский рынок может столкнуться с дефицитом куриного мяса, спрос на которое неуклонно растет. 

Пресс-служба Минсельхоза эти опасения не подтверждает, ссылаясь на статистические данные. В минувшем году, который был исключительно сложным для российской экономики,  производители курятины в нашей стране сумели избежать спада, а по итогам 2023-го ожидается рост производства более чем на 3%, или на 100 тыс.тонн «год к году». Для справки: в 2022-м году российские птицефабрики произвели 4,75 млн. тонн курятины. По названному показателю Российская Федерация вышла на 4-е место в мире (после США, Бразилии и Китая). 

В то же время опасения торговцев возникли не на пустом месте. Дело в том, что до 2022-го года наша страна закупала за рубежом практически всё инкубационное яйцо (доля отечественных поставщиков не превышала «смешные» 2%). При этом главными контрагентами наших птицеводов были ныне недружественные страны Евросоюза (преимущественно Нидерланды и Чехия). Понятно, что при таком дисбалансе  импортозамещение потребует времени и значительных финансовых ресурсов. Кредитные средства у банков есть, но с учетом выросшей ставки рефинансирования ЦБ РФ кредиты нынче довольно дороги.

И это не единственная проблема, препятствующая развитию отрасли. Российские птицефабрики критически зависимы не только от импорта инкубационного яйца, но и от импорта кормовых добавок, витаминов и даже банальной тары для упаковки продукции. Переориентация партнерских связей с недружественных на дружественные страны - дело хлопотное, и на данный момент этот процесс далеко не завершен.

Еще один немаловажный фактор – рост мирового спроса на курятину, стимулирующий увеличение экспорта из России в другие страны.  За один лишь год, с 2021-го по 2022-й, поставки российской курятины за рубеж выросли почти на 60% (!). Причем речь не только о традиционных для нашей страны рынках Китая, Казахстана, Узбекистана, но и вновь открывшихся рынках Саудовской Аравии, Иордании, Ирана, Сингапура. 

Судя по всему, весь этот «пасьянс» внутренних и внешних обстоятельств был учтен экспертами компании «Юнирест», предсказавшими данной отрасли тяжелые времена.  

Впрочем, разговор не только об отдельно взятом участке нашего агропрома. Свежие данные о сельхозпроизводстве в целом свидетельствуют, что сезон непрерывного роста этой отрасли, продолжавшийся на протяжении целого года, может смениться стагнацией и даже спадом. В частности, по итогам августа Вологдастат зафиксировал снижение показателей сельхозпроизводства в нашем регионе на 1,2%.