Кина не будет: выручка кинотеатров упала в несколько раз
Нынешний век не без оснований назвали вторым пришествием российского кинематографа. Прекрасные отечественные фильмы, снятые в XXI столетии, трудно перечесть: от «Кукушки» Александра Рогожкина до «Левиафана» Андрея Звягинцева, от «Дурака» Юрия Быкова до «Двух дней» Авдотьи Смирновой, от «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова до «Андерсена» - последней режиссерской работы великого Эльдара Рязанова.
Беда лишь в том, что позитивные рецензии кинокритиков и восторги киноманов далеко не всегда «конвертировались» в щедрые кассовые сборы. А если быть до конца откровенным, прокат российских фильмов крайне редко окупал расходы на их производство. Причем происходило это отнюдь не с вышеупомянутыми шедеврами кинематографа, а с жалкой пародией на искусство, вроде фильма «Холоп», который собрал в прокате порядка 3 миллиардов рублей.
Так что финансовой основой российских кинотеатров и киноцентров оставался иностранный (преимущественно голливудский) кинематограф. В последние двадцать лет американские фильмы формировали до 70% всей выручки кинотеатров России, а в топ-20 самых коммерчески успешных фильмов, которые демонстрировались в нашей стране с 2000-го по 2020-й г.г., 18 фильмов имеют зарубежное происхождение (включая абсолютного лидера проката – фильм «Аватар», который посмотрело на большом экране около 14 миллионов российских кинозрителей, заплативших 4 миллиарда рублей).
Неудивительно, что решение американских кинокомпаний уйти с российского рынка, последовавшее после начала спецоперации, привело к драматическому провалу всей отрасли. По данным из открытых источников, в марте-апреле 2022-го выручка российских кинотеатров «год к году» сократилась на 50-85% в зависимости от региона. В связи с финансовыми обстоятельствами многие кинотеатры, едва открывшиеся после пандемии, снова готовятся к закрытию на неопределенный срок.
Попытки заменить киноимпорт отечественной продукцией, предпринимаемые кинопрокатными организациями, успеха не имеют. Повторный выход на большой экран культовой дилогии «Брат» и «Брат-2» - попытка утопающего схватиться за соломинку. Да, рукописи не горят, а хорошие фильмы не меркнут от времени, но желающих смотреть «золотое старье» вряд ли будет так много, чтобы прокормить свыше 5 тыс. кинозалов, функционирующих в России. Эксперты полагают, что владельцам киносетей придется «законсервировать» две трети прокатных площадок, чтобы спасти остальные.
Что касается Вологды, то у нас вялотекущий кризис кинопроката не прекращается с 90-х годов прошлого века, когда закрылась большая часть старых городских кинотеатров (на фоне пандемии к ним присоединился предпоследний из оставшихся – «Салют»). Не проявили чудес выживаемости и вологодские многозальные киноцентры, призванные стать альтернативой устаревшему советскому кинохозяйству. Увы, в нашей среде обитания за деловую инициативу приходится платить не только нервами и «откатами», но зачастую еще и свободой…
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии