image

Шагом марш! Велосипедистам ужесточат ответственность за езду по тротуарам

На злобу дня
20:11
1 127 просмотров
Михаил Ростов

 

В настоящее время правила движения разрешают велосипедисту движение по тротуарам и пешеходным дорожкам только в одном случае: если он еще не достиг 14 лет. В возрастной категории 14+ велосипедист должен пользоваться выделенной велодорожкой, а при отсутствии таковой  – правой стороной или обочиной автодороги. И если велодорожек в городах Вологодской области действительно не хватает, то автодороги (с обочинами или без) являются  естественным спутником большинства тротуаров.

Тем не менее, многие велосипедисты опасаются пользоваться автодорогами, предпочитая более безопасные для них тротуары. Но в стремлении обеспечить собственную безопасность владельцы двухколесного транспорта угрожают безопасности пешеходов, в том числе детей. Благо штрафные санкции, предусмотренные действующей версией ПДД, выглядят не просто несерьезно, а в буквальном смысле издевательски. Обнаглевшего велосипедиста, который гонит по тротуару, могут отштрафовать максимум на 1,5 тысячи рублей, да и то при наличии «отягчающих обстоятельств» (алкогольного опьянения, разговора по мобильному телефону во время движения, игнорирования запрещающих знаков и т.д.). 

Даже если лихач на велосипеде наехал на пешехода и нанес «легкий или средний» ущерб его здоровью, то на основании ст. 12.30, п.2  КоАП ему грозит от 800 до 1500 руб. административного штрафа. Суд вправе вынести решение о компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшему, но при отсутствии злого умысла  велосипедист вряд ли получит серьезное наказание.

Наконец, самый шокирующий пробел в законодательстве – неясный характер ответственности велосипедиста, если попавший под его колеса пешеход погиб. Такие случаи не уникальны. Только в Московской области в прошлом году зафиксировано два дорожных происшествия с велосипедистами, в результате которых погибли пешеходы (в обоих случаях немолодые люди). При этом привлечь водителя к ответственности по ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) невозможно, потому что велосипед не считается транспортным средством. Велосипедиста-убийцу привлекли к ответственности по значительно более мягкой ст. 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта), в результате он получил один год в колонии-поселении…

Специалистам по безопасности движения очевидно, что ситуацию надо менять. Международный опыт свидетельствует, что только серьезное наказание может предотвратить дерзкое поведение безответственных велосипедистов. В частности, езда на велосипеде по тротуарам запрещена практически во всех странах Европы, и размеры штрафов по сравнению с нашими кажутся просто астрономическими: от 500 до 5000 евро. 

По имеющейся информации, в настоящее время Минтранс совместно с МВД России рассматривают предложения о резком повышении штрафов для недисциплинированных водителей двухколесного механического транспорта. В работе несколько вариантов, включая привязку штрафов для велосипедистов к штрафам для автомобилистов в определенной пропорции (к примеру, 1:2).