Восстание машин: оживление мировой экономики сулит металлургам новые возможности

На злобу дня
10:59
1 617 просмотров
Михаил Ростов

По большому счету, пандемия практически не отразилась на показателях  отечественной металлургии.

По данным Росстата, за три квартала нынешнего года валовое снижение производства по всем отраслевым предприятиям составило 2,4 процента. И хотя минус остается минусом, все познается в сравнении. К примеру, мировой финансовый кризис 2009-го года обошелся российским металлургам куда большими потерями: ежегодный спад производства в отрасли превысил 13 процентов. 

Иной вопрос, что заметно изменилась структура спроса на продукцию черной металлургии, которая является «становым хребтом» экономики Вологодской области.  На протяжении 2021-го года спрос на стальной прокат внутри страны снизился более чем на 5 процентов, и нет никаких признаков того, что за оставшиеся два месяца ситуация кардинально улучшится. В то же время на зарубежных  рынках спрос на продукцию черной металлургии заметно ожил. После прошлогоднего ковидного столбняка вышли на траекторию ускоренного роста автомобильная промышленность, судостроение, авиационная индустрия. Соответственно экспорт продукции крупнейших металлургических компаний, включая череповецкую «Северсталь», вырос примерно на ту же величину, на которую сократились потребности российских потребителей.   

Конечно, если руководствоваться принципом «Деньги не имеют родины и национальности», приведенные выше данные не должны нас огорчать. Но все не так просто. Слишком часто в современном мире интересы экономики приносятся в жертву политическим интригам (достаточно вспомнить уже построенный газопровод «Северный поток-2», дальнейшая судьба которого покрыта густым туманом). Учитывая, что значительная часть потребителей российской металлопродукции работают в юрисдикциях не совсем дружественных нам стран Европы и Северной Америки, с их стороны в любой момент можно ожидать болезненных санкционных действий, вплоть до полного запрета импорта российской стали. 

В этом смысле внутренний рынок пусть не столь щедр, но более предсказуем. Остается надеяться, что и российские потребители преодолеют уныние, вызванное пандемией, и пойдут «вперед и выше». Шанс есть. Дело в том, что наблюдаемый сегодня рост цен на нефть и газ вновь обострил интерес бизнеса к добыче и транспортировке углеводородного сырья. А это значит, что в будущем году можно ожидать повышенного спроса на продукцию трубопрокатной промышленности, которая последние два года находилась в состоянии стагнации.