На злобу дня
3
2 260

Япона мать! Вологодское машиностроение тает, как утренний туман

Отчет Вологдастата о финансовых результатах деятельности вологодской экономики за первые три квартала уходящего года можно назвать умеренно оптимистичным. Общая прибыль всех хозяйствующих субъектов нашего региона составила 550 миллиардов рублей, втрое превысив показатели аналогичного периода 2020-го года.

При этом по отдельным отраслям динамика роста выглядит еще более впечатляюще. Так, сальдированная прибыль областных предприятий деревообработки выросла в 4,8 раза; химики нарастили прибыль в 5,7 раза, а производители бумаги – более чем в 10 раз. Поскромнее, но все-таки с прибылью потрудились и селяне: прибыль предприятий сельского и лесного хозяйства на Вологодчине выросла почти на 70 процентов «год к году». 

На этом благопристойном фоне буквально бросаются в глаза провальные результаты вологодских машиностроителей. Они умудрились не только не улучшить, но даже ухудшить и без того невзрачные финансовые показатели прошлого года.  Машиностроение стало единственной отраслью областной экономики, которая продемонстрировала вместо прибыли убытки (сальдированный убыток по этому сектору промышленности с января по сентябрь 2021-го года превысил 200 миллионов рублей).  

Интересно, что в целом по стране машиностроение переживает период мощного подъема. В 2021-м году отрасль рванула вверх рекордными темпами, сопоставимыми с 2010-м годом, когда отечественная экономика преодолевала последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. По оценке Министерства экономического развития, в первом полугодии суммарный рост производства в топ-5 ведущих отраслей российского машиностроения вплотную приблизился к 25 процентам «год к году». 

Эксперты отмечают, что одной из причин бурного роста стал дефицит машиностроительной продукции, сложившийся из-за карантинных ограничений в период пандемии. «Но это эффект глубоко временный, - считает один из блогеров, который специализируется на анализе экономических процессов. – При любых темпах догнать японцев, например, нам не суждено никогда. Японское машиностроение так же отличается от нашего, как пресловутая япона мать отличается от русской матушки… Они скоро научатся делать двигатели на воде, а мы скоро разучимся делать простейшую коническую резьбу, потому что старые слесаря ушли на покой, а молодые в слесаря не идут…»    

Что касается вологодского машиностроения, то кадровый кризис, на который обращает внимание упомянутый эксперт, в наших условиях усугубляется довольно низкой зарплатой и плохими условиями труда «синих воротничков». При таких подходах толковые мастера отправятся за птицей счастья куда-нибудь подальше, а вологодским работодателям придется опираться на гастарбайтеров.