Золотые крупинки: областные цены на крупы возглавили рейтинг дороговизны
Если пользоваться языком старых военных сводок, текущие сводки Вологдастата оценили бы ситуацию с продуктовыми ценами стандартной фразой: «На большинстве участков фронта – без существенных перемен».
В самом деле, июньские темпы роста цен в продовольственном секторе вологодской промышленности в большинстве случаев не превышали 0,1-0,2 процента к предыдущему месяцу, а по ряду категорий даже сократились (в частности, цены на молочную продукцию и мясные консервы за месяц снизились примерно на полпроцента).
Но не обошлось без исключения, которое серьезно подпортило благостную картину маслом… и мясом. По данным Вологдастата, в минувшем месяце в нашем регионе почти на четверть (точнее, на 24,4 процента) подорожали крупы. Это негласный рекорд года: прежде подобные темпы роста цен фиксировались только на волне неконтролируемого потребительского ажиотажа (к примеру, вскоре после начала украинского кризиса, в марте 2022-го года, розничные цены на гречку выросли более чем вдвое).
Анализ перекосов в ценообразовании выходит за рамки статистической информации, но в нашем случае причины не являются большим секретом. Подорожание крупяной продукции связано, прежде всего, с сильнейшим неурожаем в ряде стран-производителей. Индия - второй в мировом рейтинге производитель риса – была вынуждена полностью запретить вывоз этого важного продукта за рубеж. В Китае, возглавляющем мировой «рисовый» рейтинг, до таких радикальных мер не дошло (во всяком случае, пока), но внутренние и экспортные цены на китайский рис существенно выросли.
Однако дело не только в экономических факторах. До недавнего времени, скажем, наша страна импортировала крупные объемы бурого риса из США, но следствием антироссийских санкций стало падение американских поставок практически до нуля. Еще один наглядный наглядный пример – сокращение поставок бакалеи из Чехии, занимающей непримиримые антироссийские позиции.
Третья причина стремительного роста цен на крупы и другие бакалейные товары – обострившееся соперничество между потребителями. Допустим, практически 100 процентов российского импорта мелкой красной фасоли (адзуки) выпадает всего на две страны СНГ – Киргизию и Узбекистан. Но в последние годы резко вырос спрос на этот продукт питания в полуторамиллиардном Китае. С точки зрения логистики торговля стран Центральной Азии с Китаем имеет преимущества перед торговлей с Россией. Отсюда и переориентация заметной части экспорта фасоли с российского на китайское направление…
Комментарии 3
Добавление комментария
Комментарии