День учителя: вологодский аспект
5 октября, когда в нашей стране отмечается профессиональный праздник педагогов, телеэкраны заполнены привычным «джентльменским набором» кинофильмов о школе: от «Учителя» с Борисом Чирковым, снятого еще до Великой Отечественной войны, до «Училки» с Ириной Купченко, киношедевра последнего десятилетия.
Сняты эти картины в разные эпохи и разными режиссерами, но отраженные здесь проблемы достаточно однотипны: противоречия между учителями («Доживем до понедельника»), между учениками («Чучело»), между учителями и учениками («Дорогая Елена Сергеевна»).
Между тем система образования нынешнего века, унаследовав проблемы прошлого, добавила к ним новые. Одна из основных проблем – дефицит педагогов и связанное с ним старение профессиональных кадров.
По данным Вологдастата, в настоящее время в системе школьного образования нашей области трудится порядка 8,5 тысячи педагогов.
Учитывая, что общее количество учащихся вологодских школ с 1-го по 11-й классы включительно превышает 145 тысяч человек, на одного педагога приходится чуть меньше 18 учеников. Это сопоставимо со средним показателем по России, составляющем 1 к 19, но заметно выше, чем во многих развитых странах. К примеру, в Японии на каждого учителя приходится примерно 7 учеников, в Германии – около 8, в США – около 12.
Понятно, что повышенная профессиональная нагрузка на учителей не способствует эффективности учебного процесса. Решая проблему, руководство системой образования стремится привлечь новые кадры, но сделать это непросто. Демографический кризис, тяжелые условия работы и слабая правовая защищенность учителей ограничивают приток желающих.
Результат – повышение среднего возраста учительского сословия. По данным на начало 2024-го года, лишь 20 процентов вологодских учителей могут быть отнесены к категории молодых (им менее 35 лет). Это даже меньше числа учителей пенсионного возраста (свыше 60 лет): таких порядка 22 процентов.
Впрочем, в этом случае уместно вспомнить суворовский завет «Не числом, а умением». Качество педагогического состава вологодских школ достаточно высокое. Подавляющее большинство учителей – около 7,2 тысячи - обладают дипломом о высшем образовании, оставшиеся 1,2 тысячи имеют среднее профессиональное образование. Свыше половины педагогов в нашем регионе отнесены к высшей квалификационной категории.
Неудивительно, что в общероссийском образовательном рейтинге, подготовленном Рособрнадзором и Федеральным институтом оценки качества образования, Вологодская область занимает достойное 18-е место из 85 возможных. Хотя, справедливости ради, отметим, что в пределах своего федерального округа мы далеки от лидирующих позиций. Столица СЗФО Санкт-Петербург занимает в этом рейтинге 1-е место, опередив Москву, в общероссийский топ-15 вошли также Ленинградская, Калининградская, Мурманская области и Республика Коми.
Комментарии 1
Добавление комментария
Комментарии