Общество
4
639

Темные воды: число утопленников превышает количество жертв военных конфликтов

Фото Тимура Бойкова/Вологда-Поиск
Фото Тимура Бойкова/Вологда-Поиск

На уходящей неделе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обнародовала доклад, характеризующий ситуацию со смертностью на воде. 

С одной стороны, цифры воодушевляют: с 2000-го по 2023-й годы количество утопленников в мире сократилось почти на 40% (при том, что общая численность населения планеты за этот период выросла на 2 миллиарда человек). 

С другой стороны, даже сейчас в мире ежечасно тонет порядка 30 человек, что в расчете за год превышает 250 тысяч взрослых и детей. Для сравнения: общее количество жертв 56 вооруженных конфликтов, происходивших на планете в течение сравнительно мирного 2020-го года, насчитывает менее 60 тысяч человек.

Нетрудно догадаться, что проблема имеет особенности в зависимости от географии. Островное государство, со всех сторон окруженное водой, и страна в глубине материка, не имеющая выхода к морю – две большие разницы, как говорят одесситы. Поэтому вполне обоснованным кажется антилидерство южноамериканского государства Гайана, чья северная граница представляет собой сплошной 400-километровый пляж на Атлантике: ежегодное количество утонувших в этой стране достигает 19 человек на 100 тысяч населения. 

На противоположном полюсе рейтинга – европейское государство Люксембург: «индекс утопления» здесь всего 0,26 человека на 100 тысяч. Что и неудивительно, поскольку Люксембург не имеет выхода к морю, да и мало-мальски крупная река Сюр – единственная в этой карликовой стране (площадь Герцогства Люксембург вдвое меньше площади Вологодского района).   

Но Гайана, Люксембург и пр. – все это нам с вами «параллельно». Интересно узнать, какое место занимает в мировом рейтинге Россия. По данным ВОЗ, «индекс утопления» в нашей стране составляет 4,19 человека в год на 100 тысяч населения, что равноценно 41-му месту на планете. Это, конечно, не Гайана, и даже не худшая из экс-республик СССР - Таджикистан (чуть меньше 6 человек на 100 тысяч). И все же по стандартам развитых стран российская статистика, как говорится, ниже среднего уровня. В Европе, скажем, хуже наших дела только на Украине, в Белоруссии, да в приморских Латвии с Литвой. А если ориентироваться на таких «передовиков капиталистического соревнования», как Германия, Франция, Швейцария, то во всех упомянутых странах «индекс утопления» ниже 1 человека на 100 тысяч. 

Однако велика Россия, и на ее просторах всё по-разному. Северо-Западный федеральный округ, к счастью, не числится в лидерах по количеству безвозвратных жертв водной стихии: здесь печальный приоритет принадлежит Поволжскому и Центральному округам, а также Крыму. Это – хорошая новость. 

Но есть и плохая: внутри СЗФО одним из самых проблемных регионов является Вологодская область. По данным агентства ФедералПресс, по ежегодной численности утонувших наш субъект РФ, население которого чуть больше 1,1 миллиона человек, мало уступает Санкт-Петербургу с населением 5,6 миллиона…