Охота на финских лазутчиков, скрывавшихся в лесах Вологодчины

Говоря о противостоянии вологодских правоохранителей вражеским шпионам и диверсантам, нельзя обойти стороной и события, произошедшие в годы Великой Отечественной войны в Вытегорском крае, где продвижение грозного противника было остановлено нашими земляками.
Когда наступление на Оштинском рубеже было подавлено, здешние территории оказались очень привлекательны для финских лазутчиков, уже были знакомы с лесистыми и болотистыми местностями, а потому быстро ориентировались и могли передвигаться, не издавая шума.
Финские лазутчики проникали в вологодский тыл, передвигаясь пешком, на лыжах или лошадях. Для засылки диверсантов применялись также гидросамолеты, приводнявшиеся на озерах.
О том, чем диверсанты занимались на наших землях, стало известно из дневника финна, состоящего в разведывательной группе, высаженной 16 июня 1943 года на Тухтозере Вытегорского района.
Перестрелку они начали в тылу деревни Пустынка, где убили одного из наших бойцов, не понеся при этом потерь. Следующими, кто попался лазутчикам, оказался следователь череповецкой военной прокуратуры и его знакомая девушка, которую он пригласил на прогулку. Пару пленили. Следователь был убит во время попытки сбежать. Девушку же пощадили - узнав о том, что она мама 7-месячного малыша, финны освободили ее.
Именно эта женщина впоследствии расскажет оперативникам НКВД, сколько в диверсионной группе человек, чем они вооружены и куда направляются.
Из дневника финского диверсанта: «17 июня. В сапогах вода. Патте хотел пройти, но стал тонуть в болоте. Пришлось вытаскивать. Комаров и деревьев до чертиков».
Отметим, что на Вологодчине финские разведчики, как замечали впоследствии журналисты, вели себя очень нестандартно, довольно часто допуская нарушение всех устоявшихся диверсантских правил - они нередко отпускали выживших, не преследовали свидетелей и вели дневники. Специалисты объясняли это тем, что среди жителей Вытегорского района было много вепсов и карелов, то есть народов, с которыми финны могли чувствовать некоторое родство, а потому нередко щадили их, пытаясь иногда продемонстрировать свою благосклонность.
Карелы, вепсы и финны представляют собой народы, связанные не только географически, но и древней культурной общностью, что отражается в языке, традициях и верованиях.
В этом плане интересно рассмотреть случай, произошедший в деревне Марково, когда финны вышли к местным жителям, чтобы взять у них молока. Получив вполне логичный отказ, лазутчики ушли в лес и скрылись.
Мы обязаны подчеркнуть, что во время вооруженных столкновений с постами в деревнях финские диверсанты вели огонь, уже не заботясь о том, кто попадет под пули, и в течение военных лет жертв среди мирных жителей, которые не смирились с присутствием врага на их территории, оказались чрезвычайно большими.
Преследование группы, о которой идет речь, продолжалось несколько дней. Настигли их наши оперативники, которых было десять человек, у Нюкозера. Финнов было восемь. На сей раз они ушли, но, чтобы спастись, они бросили лодку, в которой обнаружились карта и тот самый дневник, впоследствии детально изученный.
Из дневника финского диверсанта: «18 июня. Видели красивого большого лося. Он нас тоже увидел, но даже не побежал. Патте хотел сфотографировать его, но не удалось».
Спустя еще сутки финская группа понесла потери. К сожалению, в этой перестрелке погибло двое советских бойцов.
Вскоре за диверсантами прибыл немецкий гидросамолет, однако «Хейнкель» был встречен нашей поисковой группой. Бензобак аппарата был прострелен, а экипаж взят в плен вологодскими чекистами. От членов экипажа оперативники узнали некоторые условные знаки, с помощью которых можно было приманить вражеский самолет. Увы, палить по следующему самолету, который должен был сбросить припасы для разбившегося экипажа, один из наших бойцов, перенервничав, начал слишком рано, а потому фашистский летчик сумел скрыться, обстреляв при этом захваченный и посаженный на воду «Хейнкель», в связи с чем тот оказался на дне.
Из дневника финского диверсанта: «21 июня. Видели трех девочек, собирающих щавель. Мать из щавеля сварит кисель. Отцы и сыновья в армии, хлеба нет».
Оставшихся диверсантов обнаружили на следующий день, однако в операцию по их задержанию вмешался человеческий фактор - один из местных жителей, преследовавших врага, чересчур увлекался охотой и решил сбить тетерева, когда лазутчики находились уже совсем рядом. В результате охотник получил ранение, а финны снова убежали и вскоре сумели эвакуироваться на очередном гидросамолете, прилетевшем за ними.
Важно отметить, что именно этот случай считается единственным примером, когда вражеские лазутчики, засланные с целью проведения диверсий, сумели покинуть Вологодчину. Уроки, полученные в течение этих дней, были усвоены нашими земляками с первого раза. В дальнейшем разведчиков противника будут отлавливать в среднем за трое суток и, как мы уже знаем, практически никто из непрошенных гостей не уйдет безнаказанным.
Напоследок приведем интересный факт, связанный с затонувшим немецким самолетом. В 90-е с водолазами Вологодской спасательной станции связались москвичи, знавшие о том, что на дне местного озера лежит «Хейнкель». За подъем летательного аппарата с четырехметровой глубины был обещан хороший гонорар. Работу вологжане выполнили, однако москвичи, представившиеся участниками экспедиции от журнала «Огонек», исчезли вместе с самолетом. Аппарат обещали отреставрировать в Москве, но позже стало известно, что его увезли в Прибалтику, чтобы продать английскому коллекционеру за огромную сумму. Что-то у мошенников пошло не так, потому что останки самолета так и остались забытыми на портовой свалке.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии