«Сам не свой, свой не сам» (из песни группы «Пикник»): концерт «Пикника» в Череповце закончился в зале суда

Фото Тимура Бойкова/Вологда-Поиск
Фото Тимура Бойкова/Вологда-Поиск

Воцарившийся хаос в отношениях между странами и народами нанес не только политический и экономический, но и правовой ущерб. В состоянии паралича, скажем, оказались международные законы, регулирующие права собственности. Достаточно вспомнить, что сотни миллиардов долларов и евро, находящихся на счетах нашей страны в западных банках, были арестованы после начала СВО, и их дальнейшая судьба по сей день не ясна.  

На этом безрадостном фоне проблема авторских прав кажется зряшной. Кто, скажите на милость, будет защищать авторские права поп-звезды Мадонны, публично призывающей Запад объявить России войну? Но всё не так просто. 

На днях Арбитражный суд Вологодской области рассмотрел иск Российского авторского общества (РАО) к организаторам прошлогоднего концерта группы «Пикник» в Череповце.

АО сочло незаконным, что на входе в помещение Дворца металлургов звучала музыка знаменитых исполнителей Луи Армстронга и Вангелиса, хотя никаких договоров между названными певцами и череповецкими импресарио – фирмой «События и звезды» - не заключалось. Тот факт, что оба певца давно поют в хоре небесных ангелов, значения не имеет: у умерших есть наследники.  

Удивительно, конечно, как РАО намерено переводить гонорары «недружественным» иностранцам при нынешних проблемах с международными платежами из России на Запад. Но сейчас не об этом. Дело в том, что охранители авторских прав явно увлеклись своей миссией, потребовав у организаторов концерта оплатить еще и неправомерное использование музыки… самой группы «Пикник». Каким образом могло быть нарушено авторское право «Пикника» перед началом концерта «Пикника» - этот элементарный вопрос составителей иска почему-то не заинтересовал. 

В итоге арбитраж наказал «События и звезды» за Армстронга и Вангелиса в общей сложности на 60 тыс. руб., но отказался наказать на 400 тыс. за «Пикник». И хотя это решение суда кажется «соломоновым», когда и волки сыты, и овцы целы, оно оставляет неприятный осадок. И не потому, что самим Вангелису и Армстронгу любые деньги уже без надобности. Откровенно говоря, есть сомнение, что эти средства достанутся хотя бы  родне покойных знаменитостей.

Ведь даже российские композиторы, которым куда легче отладить взаимоотношения с Российским авторским обществом, часто высказывают недовольство деятельностью РАО.

Публичные упреки в адрес этого учреждения звучали от таких именитых музыкантов, как Игорь Саруханов, Максим Фадеев, Алексей Рыбников, которых не удовлетворяла сумма перечислений от РАО или оперативность платежей. Что уж в таком случае говорить об иностранцах, да еще в лихие времена, когда культурное сотрудничество России с Западом практически остановилось…