«Развал» и «упадок» сельского хозяйства Вологодчины – это вредный миф, созданный несведущими людьми»
Разговор обозревателя портала «Вологда-поиск» с Николаем Гурьевичем Малковым состоялся вскоре после популярного молодежного праздника – Дня студентов. Впрочем, почему только молодежного? Все, кто когда-либо сидел на студенческой скамье, сколько бы лет ни прошло, сохраняют светлую память об этой чарующей поре жизни, когда каждый день в радость, когда беда - не беда и когда все еще впереди…
- Николай Гурьевич, в такой день больше хочется говорить о достижениях, чем о проблемах, но я все-таки начну с проблем, чтобы можно было закончить достижениями. Не возражаете?
- Как угодно. Для меня нет закрытых тем.
- Итак, на данный момент времени в Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Верещагина обучается чуть больше 3200 студентов…
- Точная цифра – 3208.
- Если я правильно понимаю, до распада Советского Союза число учащихся было значительно больше?
- Примерно в два раза – чуть меньше шести тысяч человек. Но несправедливо считать это признаком какого-то фундаментального кризиса в самой академии. Надо иметь в виду, что в советские времена наш вуз являлся уникальной кузницей кадров для всей молочной отрасли СССР, для всех 15 союзных республик. У нас учились ребята из Белоруссии и Украины, республик Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Думаю, и сегодня среди руководства крупных молочных предприятий в различных странах СНГ немало наших выпускников.
Понятно, что распад Советского Союза в 1991 году объективно сократил потребности в специалистах молочного профиля. Неблагоприятная ситуация усугубилась нестабильными рыночными отношениями в 90-е годы, экономическим кризисом и демографическими «ямами». Неприятности, как известно, в одиночку не ходят…
На фоне всех этих проблем произошла некоторая географическая локализация нашего вуза. Ехать в Вологду из отдаленных регионов страны стало слишком накладно. Сегодня подавляющее большинство студентов Вологодской ГМХА – вологжане, в меньшей степени – архангелогородцы, ярославцы. Хотя понемногу представлены и другие: среди наших студентов представители более 30 регионов Российской Федерации.
А вообще наши двери широко раскрыты для всех. Не исключая и иностранных студентов. В настоящее время действуют договоры о сотрудничестве ВГМХА с Таджикистаном, Беларусью, Украиной, успешно налаживаем контакты с Узбекистаном и Кыргызстаном.
- Николай Гурьевич, а как отразилась локализация на географии трудоустройства выпускников?
- Время, когда наибольшее количество наших ребят разъезжалось «от Москвы до самых до окраин», ушло в прошлое: сегодня до 70% студентов ВГМХА после выпуска находит работу в Вологодской области. Тем не менее, вы и сейчас можете встретить наших выпускников от Калининграда до Чукотки.
- Постойте! Ежегодно стены ВГМХА покидают полтысячи выпускников. И все находят работу? В наше-то время, когда сельское хозяйство дышит на ладан?
- Да кто вам сказал, что оно дышит на ладан?! Упадок нашего сельского хозяйства – это очень вредный миф, созданный несведущими людьми. Да, не все хозяйства сумели перестроиться на рыночные рельсы. Но те, кто нашел себя в новых условиях, работают вполне эффективно. Если говорить конкретно о вологодской молочной отрасли, то удои на одну корову выросли более чем вдвое. На смену крестьянскому труду с низкой производительностью пришел более интенсивный, основанный на использовании современных технологий, усовершенствованных методов кормления и содержания животных. Такой труд, естественно, позволяет производить больше продукции меньшими силами. В общем, не стоит доверять болтунам и паникерам. Наше село живет и будет жить.
- Вернемся к проблемам ВГМХА. Со студентами разобрались. А что с преподавательским составом? Не ощущается дефицита педагогов?
- В нашем вузе сложился крепкий и работоспособный педагогический коллектив. Из 109 человек профессорско-преподавательского состава почти 85 процентов имеют ученую степень, каждый пятый из них – доктор наук. Средняя зарплата педагогов превышает 63 тыс. руб. в месяц – это почти 202 процента от средней зарплаты по региону (при нормативе 200 процентов). Но в этой зарплате примерно 65% - бюджетная составляющая, а остальное – средства, заработанные внебюджетной деятельностью самой академии – научные исследования, гранты, различные программы обучения и т.д.
Что касается дефицита педагогов, то могу ответить так: хорошие преподаватели всегда нужны. В последние годы вологодская система высшего образования пережила серьезную реорганизацию. На базе двух университетов города Вологды был создан один, значительно уменьшилось число региональных филиалов российских вузов. Высвободилось некоторое количество опытных педагогов, и мы с удовольствием приняли их в свой трудовой коллектив.
- Николай Гурьевич, в самых общих чертах о системе обучения в ВГМХА.
- Подготовка специалистов с высшим образованием в нашем вузе ведется по шести укрупненным направлениям: машиностроение; промышленная экология и биотехнологии; управление в технических системах; сельское, рыбное и лесное хозяйство; ветеринария и зоотехника; экономика и управление. Помимо этого, при академии функционирует колледж, выпускающий специалистов со средним профессиональным образованием (их специализация - технология молока и молочных продуктов).
Подготовка специалистов с высшим образованием имеет несколько уровней. Большая часть студентов проходит программы бакалавриата и специалитета (очно и заочно), наиболее перспективные (их 212 человек) продолжают учебу по программам магистратуры. Уделяем особое внимание практико-ориентированному обучению.
В академии ведется большая научно-исследовательская работа, она является площадкой по развитию инновационной деятельности. Большое значение для качественной подготовки студентов имеет тесное взаимодействие академии с Учебно-опытным молочным заводом.
По сути дела ВГМХА стала центром регионального молочного кластера, объединяющего свыше 60 отраслевых предприятий Вологодской области. И нам, поверьте, не до разговоров о кризисе села: буквально каждая минута на счету…
Комментарии 2
Добавление комментария
Комментарии