image
Общество
1
433

Час быка: сельхозчиновники хотят повысить продуктивность скота цифровым способом

Обнародованные ООН данные об эффективности сельского хозяйства в различных странах мира ввергают в ступор. Назовем лишь несколько цифр, а выводы вы вправе сделать самостоятельно.

Итак, при сопоставимой площади пахотных земель в США и Российской Федерации (150 млн гектаров у американцев и 125 млн гектаров у нас), производство сельхозпродукции в Соединенных Штатах десятикратно превосходит российские показатели: по итогам 2019-го года американцы произвели 513 млн тонн продовольствия против 53 млн тонн в России. Да что там США! По валовым показателям сельского хозяйства наша страна почти втрое уступает Аргентине, где площадь пахотных земель вчетверо меньше, чем в Российской Федерации.

Особенно очевидно отставание наших аграриев в сфере животноводства (за исключением птицеводства). Россия, что называется, и рядом не стояла с мировыми лидерами этой отрасли – США, Бразилией, Китаем, Индией, Австралией, Пакистаном. Даже в Турции, воспринимаемой как сугубо туристическая страна, валовое производство мяса превосходит российское!

Говоря о причинах сложившегося дисбаланса, наши государственные мужи и их «карманные» эксперты чаще всего повторяют мантру о том, что живем мы в холодной стране, что пастбищ не хватает, что кадровый кризис на селе обостряется из года в год и пр. Спорить с этими аргументами трудно, да и незачем, хотя и не стоит забывать, что страной с самым продуктивным сельским хозяйством в мире является далеко не южная Дания (родина принца Гамлета расположена примерно на той же широте, что и значительная часть Вологодской области).

И все же причина в другом. За годы рыночных реформ Россия так и не сумела создать высокопродуктивное мясное животноводство, оставаясь в плену советской концепции мясо-молочного животноводства, при котором упор делался на производство молока, а производство мяса осуществлялось по злосчастному «остаточному» принципу.

Без малого три десятилетия понадобилось, чтобы осознать необходимость коренной реконструкции отрасли. По информации сельхоздепартамента Вологодской области, к 2023 году планируется запустить цифровую систему племенного животноводства. Реализация проекта позволит учесть данные обо всем существующем поголовье племенного скота в различных регионах страны, включая Вологодчину. Это даст возможность использовать генетический потенциал стада наиболее эффективно. Кроме того, специальный сервис упростит предоставление субсидий тем аграриям, чьи усилия сосредоточены на развитии племенного дела.