image

Две ложки дегтя: о ситуации с безработицей в регионе

Экономика
10:42
469 просмотров
Михаил Ростов

Пандемия ухудшила ситуацию с занятостью по всему миру. В прошлом году некоторые европейские страны около полугода провели в состоянии жесткого локдауна, когда работали только дежурные магазины, аптеки и больницы с моргами. В тот момент были востребованы разве что медики да полисмены, надзирающие за соблюдением карантина.

Наша страна до таких вершин маразма не поднималась, но роста безработицы избежать не удалось. В апогее ограничительных мер, летом 2020-го года, среднестатистический индекс безработицы в России вплотную приближался к 7 %: такого не было со времени финансового кризиса 2008-2010 г.г. В нынешнем году ситуация немного улучшилась, но о предкризисных 4 % пока и думать рано: на данный момент официальный индекс безработицы в стране составляет 5,9 %.

Впрочем, общероссийские данные недостаточно корректны. Мы живем в огромной стране с непреодолимыми региональными контрастами. И если в Москве даже в пиковые моменты пандемии индекс безработицы не поднимался выше 4,5 %, то, скажем, в Ингушетии этот показатель еще до пандемии не опускался ниже 25 процентов, а после введения ограничительного режима подпрыгнул аж до 30 процентов трудоспособного населения. Немногим лучше ситуация в других автономиях Северо-Кавказского федерального округа – Чечне, Осетии, Дагестане и т.д. Ни в одном из этих субъектов Федерации текущий уровень безработицы не опустился ниже 15%.

А как выглядит на общем фоне Вологодчина? По данным агентства «РИА Рейтинг», текущий индекс безработицы в нашем регионе составляет 6 % (44-е место из 85 возможных). Этот показатель примерно соответствует среднероссийскому, и его можно было бы признать удовлетворительным, если бы не пресловутые ложки дегтя в бочку с медом.

Во-первых, областной рынок труда «не заметил» оживления экономики, произошедшего в 2021-м году. Уровень безработицы на Вологодчине добавил еще полтора процента к прошлогоднему. Это далеко не худший показатель в стране (антилидером является Чечня, где текущий уровень безработицы на 7 % хуже прошлогоднего), но назвать его хорошим было бы явным преувеличением. К примеру, у наших южных соседей – в Тверской области - рост безработицы не превысил 0,4 %, а у северных соседей – в Республике Коми – уровень безработицы и вовсе сократился на полпроцента.

Во-вторых, среднестатистическому вологодскому безработному требуется более 6 месяцев для поиска новой работы. От общероссийского показателя это почти не отличается, но есть регионы с куда более благополучными цифрами. В частности, в Санкт-Петербурге новое трудоустройство требует всего 2,5 месяца, в Кировской области – 4,4 месяца, в Костромской области – 4,8 месяца, в Архангельской области – 5,5 месяца. А ведь выбор регионов для сравнения не случаен. Речь идет только о географических соседях Вологодчины со схожими демографическими условиями и с еще более проблемной экономикой, чем у нас…