Образование
1 520

«Гражданином быть обязан». Каждый, право, имеет право…

 

Мы часто и, к сожалению, небезосновательно удивляемся статистике халатного, безответственного, а иногда и преступного поведения своих соотечественников. 

Во всемирном рейтинге безопасности, обнародованном порталом VisaSam.ru, Россия занимает довольно невзрачное место во второй сотне государств мира. К счастью, мы не входим в топ-50 самых опасных стран планеты, который представлен преимущественно государствами Африки, Азии и Латинской Америки, но если сравнивать Россию с передовыми государствами, то цифры, прямо скажем, совсем не радуют.

Вот более чем наглядный пример. По числу умышленных убийств на душу населения (в 2019 году - более 9,5 на 100000 человек) Российская Федерация почти десятикратно  (!) опережает лидера рейтинга – Финляндию. Да что там финны, далеко неспроста ставшие героями анекдотов благодаря своему природному флегматизму! Хотите - поверьте, хотите - проверьте, но даже раздираемая междоусобным гражданским конфликтом Украина демонстрирует более благополучные показатели: в прошлом году в этой стране погибло от рук убийц 4,8 человека на 100 тысяч населения – это в два раза меньше, чем в невоюющей России!  

Карта мира по уровню умышленных убийств на 100 тысяч человек. Источник: УНП ООН.

Причем нелишне заметить, что даже эти результаты, характеризующие Российскую Федерацию как государство с достаточно низким правосознанием граждан, достаются нам в самом буквальном смысле дорогостоящими средствами. Дело в том, что но количеству полицейских на душу населения (почти 550 человек на 100 тысяч жителей) Россия занимает первое место в мире! Даже государства с ярко выраженной «криминальной» репутацией, вроде Италии или Гонконга, не тратят такие гигантские ресурсы на содержание полицейского аппарата. Число карабинеров (полицейских) на 100 тысяч человек населения на родине итальянской мафии - острове Сицилия -  не превышает 450 человек. В гангстерской столице Китая – Гонконге – удельный вес полисменов еще меньше: на 100 тысяч – чуть больше 430.    

Анализируя причины сложившейся ситуации, можно говорить многое о многом. 

Это и наш специфический национальный менталитет (вспомним хрестоматийную цитату А.С. Пушкина о русском бунте, бессмысленном и беспощадном, которая очень выразительно иллюстрирует особенности русского характера). 

Это и нестабильность государственного законодательства России во все века ее существования. Приспособиться к парадигме российского права не то что бы трудно, а порой почти невозможно. У нас ведь как: зачастую дадут «по полной» безработному, угнавшему велосипед, но сделают снисхождение общественно опасному выродку, подрезавшему в пьяной драке пару человек. 

Это, разумеется, и пробелы в воспитании правосознания граждан, начиная, как принято говорить, с младых ногтей. Наша система дошкольного и школьного образования по старинке сосредоточена на традиционном «комплекте» учебных дисциплин точного и гуманитарного спектра. Но дать подрастающему поколению глубокие правовые знания и грамотные рекомендации по их использованию в реальной жизни – до этого мы еще не дозрели (и не похоже, что в обозримом будущем дозреем). 

Зато из прошлого века в нынешний перекочевало совершенно неадекватное, на мой взгляд, правило: «Незнание закона не освобождает от ответственности за неисполнение этого закона». И вот поистине замечательные последствия подобного подхода. На 142 миллиона человек населения в Российской Федерации приходится более 500 тысяч заключенных в колониях особого и общего режимов, колониях-поселениях, тюрьмах и следственных изоляторах, а также в исправительных колониях для несовершеннолетних. 

Это в пределах пяти человек на одну тысячу граждан страны.  Для сравнения: в Китайской Народной Республике, которая отнюдь не отличается «милостью к падшим» (в этой стране, скажем, ежегодно приводится в исполнение порядка 20 тысяч смертных приговоров), количество заключенных все же не превышает двух человек на тысячу.

Словом, нам есть над чем работать. А самое главное, у нас есть передовой опыт работы в названном направлении, который накоплен детскими, молодежными и общественными организациями. 

Несколько лет назад в нашей стране проводился заочный конкурс на наиболее эффективную систему правового воспитания в общеобразовательной школе. Что характерно, победителем стало не какое-нибудь элитное учебное заведение, функционирующее в Москве или другом городе-мегаполисе, а скромная красноярская школа, где по сути была сформирована стройная  факультативная программа правового воспитания учащихся.  

При этом речь идет отнюдь не о механическом зазубривании тех или иных норм уголовного, административного, гражданского или семейного права. Педагоги, ветераны правоохранительной системы, волонтеры из числа студентов юридических вузов на живых примерах разъясняли ребятам, как нужно вести себя в той или иной ситуации, как , фигурально говоря, не стать «преступником поневоле». 

Основой работы красноярского «правового факультатива» стали конкурсы и правовые игры на знание государственной символики, прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Но это только «надводная часть айсберга». Истинное гражданское  правосознание не может быть основано на одном лишь знании юриспруденции. Не менее, а может быть даже более важно, чтобы молодой человек глубоко осознавал и следовал в своей повседневной жизни гуманистическим принципам общественного поведения. 

И это, поверьте, далеко не абстрактная формула. Гуманизм в современном понимании этого слова означает приоритет общечеловеческих ценностей, неприкосновенность человеческой жизни, уважение прав и свобод всех граждан, независимо от их национальности, вероисповедания, гендерной принадлежности, возраста, политических убеждений.  

Именно поэтому в рамках упомянутого «факультатива», созданного красноярцами, проводились не только занятия по сугубо правовой тематике, но и экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми (представителями творческих профессий, экономистами, ветеранами боевых действий и пр.), а также содержательные концертные программы, приуроченные к важным событиям в жизни страны и региона. 

Участники «факультатива» организовывали совместные акции социального и экологического характера: помогали старикам и многодетным матерям; благоустраивали территорию; проводили Дни здоровья, бегая стометровку, играя в волейбол, мини-футбол, боулинг. 

Традицией стало проведение ежеквартального «круглого стола», в котором помимо педагогического состава и школьного актива принимали участие представители местной прокуратуры. Обсуждались тенденции развития ситуации, связанной с детской и подростковой преступностью, возможные способы преодоления проблем, возникающих в этой сфере.  

Еще одной эффективной формой повышения правовой культуры школьников стало их участие в совместных заседаниях педагогического и родительского комитетов школы. Эта форма взаимодействия способствовала более глубокому погружению ребят в проблемы школьного коллектива, в том числе в вопросы, связанные с поведением соучеников.     

Со временем стало очевидно, что тема правосознания подрастающего поколения слишком сложна и многогранна, чтобы ее можно было решать исключительно в рамках внеучебной работы. В связи с этим к делу подключились педагоги гуманитарного профиля. В частности, был разработан целый цикл сочинений, посвященных правовой тематике: «На что мы вправе и что мы обязаны», «Только добрые дела красят человека», « Помогай младшим, уважай сверстников, чти старших» и другие. 

Очень большой успех среди ребят имел литературно-познавательный конкурс «Вспоминая Шерлока Холмса». Организаторы увлекательного состязания любителей качественной литературы задавали участникам вопросы, связанные с различными произведениями Артура Конан Дойла – создателя Шерлока Холмса. В качестве приза победители конкурса получили красочно иллюстрированные книги о приключениях всемирно известного английского сыщика Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона… 

Когда-то успешный американский юрист Джозеф Джемейл, немного не доживший до ста лет, заметил, что по своему происхождению человек - существо неорганизованное. Он подчинен тем же инстинктам, что и другие высшие представители животного мира, и в своей изначальной сущности должен был проиграть более сильным животным в борьбе за природное лидерство. И именно  возникновение системы прав и обязанностей перед себе подобными резко выделило человека из животной среды, сделав его непобедимым. 

К этой формуле человеческого могущества можно добавить только одно: чтобы использовать правовую систему с максимальным эффектом, ее нужно знать. Полагаться на то, что многие правовые стандарты основаны на многовековом историческом опыте и моральных нормах людей – не совсем разумно. Только глубокие и разносторонние знания в области права – постоянно обновляемые и пополняемые, постоянно адаптируемые к гибким условиям информационной революции - дают человеку способность ощущать себя действительно свободным и независимым. В то же время незнание правовых основ – это своего рода рабство, превращающее человека в безвольную игрушку судьбы…