Культура
488

«Художник особого назначения» Александр Харабарин закончил работу над «фреской»

Самый не политизированный и порой наивный народ - художники. Коренной вологжанин Александр Харабарин – из их числа. Сейчас он готовит рамы для сотни готовых полотен. Скоро его персональная юбилейная выставка. Художник пока не знает, где она пройдет. В июле ему исполнится 75 лет, и такой серьезный итог как вернисаж - ох как нужен. Но стал свободным живописцем он далеко не сразу. Не простым был путь!

В эти дни Харабарин закончил писать свое «программное» произведение – монументальную «фреску» размером пять на два метра в одном из кафе в центре Вологды. Адресовано оно всем посетителям кафе, но посвящено его друзьям. Окочена работа 23 февраля этого года - «по мотивам» знаменитого полотна Перова «Охотники на привале». Но герои картины одеты в современные шорты, а лицам художник придал схожесть с его тремя лучшим друзьями - военным Николаем, снабженцем завода Вадимом и железнодорожником Сергеем. Из-за куста смотрит медведь, . На «фреске» еще много таких милых мелочей! (Не знаем, понравилось бы Перову такое «творчество»).

Наш герой появился на свет жарким летом 1947 года. Родители его познакомились на фронте, вся дальнейшая их жизнь прошла в Вологде, здесь и родился Саша. Еще в три года, не умея толком держать кисть, мечтал рисовать.

- Когда мои послевоенные дружки не слыхивали про школы искусств, гоняли мяч, таскали у отцов папиросы, бренчали на гитаре, я всегда мечтал рисовать, - вспоминает Харабарин. Был у него сосед – знаменитый ныне художник Борис Шварков. Он и взял впервые мальчика на этюды. Мудреные названия красок так ласкали слух! "Краплак красный", "умбра", "ультрамарин", "белила цинковые!" Это было как музыка.

После школы Александр поступил в Ярославское художественное училище, но там казус вышел. Первокурсники готовили стенгазету к 1 мая, нарисовали Ленина на голубом листе бумаги, так как красного не нашли. Партком поднял вой: Ленин - и на голубом фоне! «Художников», в том числе и Харабарина, отчислили. И он окончил другой, не творческий вуз. Стал Александр отцом семейства: родились дочки. Но когда видел в магазине металлические тюбики красок, кисти, отворачивался с досадой: душа возвращалась в давнее детское лето. Мечты - мечтами, но ими сыт не будешь. Сделал карьеру военного, а после - дослужился до главного энергетика хлебокомбината. Много лет его окружали электрические подстанции, восемь хлебопекарных линий, кубометры газа, тысячи тонн воды, энергия, продукция - торты, сухари, пирожные, батоны, баранки.

- Но душа просила иного! – вспоминает Харабарин. - Помогла случайность: в 1996 году попал в мастерскую живописца Владимира Корбакова. Четыре года подряд Александр учился в мастерской у заслуженного художника. Страсть к живописи захватила! Захотел все бросить, заняться живописью. Не надо ежедневно ходить на работу, решать какие-то срочные производственные задачи. Стресс выбора охватил! Пенсию заработал, хотелось еще и самореализации – той , что не получил в юности, - вспоминает Харабарин.

Заявление об увольнении легло на стол директора: «Меняю сложное производство, тяжелую текучку будней на тихое вдохновение у холста, - писал его автор вопреки канцелярским канонам. - Выбор сделан в пользу живописи. Я – «художник особого назначения». Для счастья нужны свобода, талант и муза».

Семь лет после этого Харабарин ездил на этюды с другим знаменитым художником - Генрихом Асафовым. Появились поклонники его творчества, а затем – и персональные выставки. Трудно поверить, что за первые три года «нового пути» он написал 120 картин. Рисовал все – портреты знакомых, природу, натюрморты… Рисовал жадно, брался за все, даже за жанровые картины. К примеру. Создал серию работ про Владимира Высоцкого, про репрессии тридцатых годов.

Свободный как большой ребенок, благодарит судьбу за каждый прожитый день. Провел шесть персональных выставок, в 2008 году - в стенах Вологодской областной картинной галереи, называлась «Острова обетованные». Такой удачи годами ждут даже профессиональные художники. А Харабарин - по сути, самоучка, но о нем пишут самые опытные и серьезные искусствоведы.

Знакомые и друзья называют Александра «гремучей смесью». Кадровый военный, главный энергетик завода и - художник с тонкой душой, еще и стихи пишет. «Ну как такое может быть?» - вопрошают они. Ну а сам Харабарин выработал для себя жизненную философию: сравнивает себя с грузинским художником Пиросмани, но считает, что не похож ни на кого.

- Многое упустил, да – рассуждает Харабарин. - Но все ведь наверстать можно. Почти каждый день в любую погоду иду на пленэр рисовать. А ведь наш народ соскучился по искусству. Ведь что такое сегодня - приобщиться к искусству? Надеть пиджак, галстук, нарядное платье, купить билет в галерею. Моя мечта – приблизить искусство живописи к народу.

И это – не просто слова. Семь лет года назад он «пришел к народу» - выставил в одном «простонародном» кафе свои шесть полотен – портреты, «Купание нимф». Ему нравится наблюдать, как смотрят на нее посетители – обнаженные красавицы желтого, розового, красного цвета на берегу озера – полотно трогает, задевает.

- Я – как народный художник, продолжаю традиции передвижников, - считает художник. - Смог наконец осуществить свою детскую мечту. Художники – люди, у них есть семьи, и они вынуждены работать на потребу публике, салону. Салонная работа, заказная, «красивенькая» – это принижение интеллектуального уровня «потребителя», зрителя. К счастью, я свободен и от этого. Пишу то, что нравится – сегодня портрет, завтра – этюд для пейзажа, натюрморт. Не могу не рисовать. Это стало ежедневной потребностью, если не пишу долго, становлюсь мрачным. Не люблю реализма. Больше часа этюд не рисую: природа меняется в сутки не раз. Какой смысл писать церковь долго, если она минуту назад была розовой, а сейчас уже голубая?

- У Сашиного творчества появились поклонники, персональные выставки, - говорил мне еще в 2010 году «учитель» Харабарина заслуженный художник РФ Владимир Корбаков. - А это – одно из условий признания таланта, его востребованность.

Мама Александра оставила ему в наследство богатейшую библиотеку. Часто наш герой задумывается: «А что оставлю своему потомству?» Придумал: все свои полотна – внуку Степану. У него хорошо получается живопись, пусть он поучится, разовьет талант. А коллекцию работ дедушки Саши получит с условием: продать работы, если захочет, сможет не ранее чем через 50 лет после его смерти. Коллекция - более 400 картин.

Шутка это художника или прихоть – покажет время. Одно знает: впереди его ждет еще многое. По крайней мере, на ближайший год – юбилейная выставка.

На фото: 1. Еще в 20-летнем возрасте А.П. Харабарин рисовал Прилуцкий монастырь, положив холст на капот «москвича». 2. Александр Харабарин сегодня. 3. Работы Харабарина и та самая «фреска» в кафе.

Тамара Аникина/Фото автора и из личного архива героя.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и читайте нас в Яндекс.Новостях!