Общество
2

Как подготовить ребенка к школе

Прочитав статью, вы узнаете о том, где лучше готовить малыша к школе, стоит ли учить английскому, услышав только первое слово "мама", что важнее: прописи или прогулки, и ответы на другие вечные вопросы родителей.

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? На какие кружки бежать и на какие курсы отдавать свое чадо? Зачастую эти вопросы вызывают у родителей стресс еще больший, чем для ребенка сама подготовка к школе. И начинаются мучительные семейные вечера за букварями, во время которых ребенок страдает от неожиданно наступившей взрослой жизни, а родители усердно его рукой выводят букву за буквой. Как же пройти этот период эффективно и без потери нервных клеток?

Когда начинать подготовку?

Чего определенно не нужно делать, так это поднимать свое дитя солнечным утром со словами: «Итак, теперь мы будем тебя учить». Психологи и учителя в один голос заявляют, что нет того точного времени, когда в мир ребенка помимо игр нужно вводить учебные занятия.

Светлана Прокопьева, педагог начальных классов:

«Можно начинать готовить ребенка к школе с рождения. Очень много в его развитии означают первые три года жизни. Поэтому то, что родители занимаются малышом, уделяют ему внимание — уже большой вклад в его будущее, в том числе учебное. А всесторонне развитому ребенку легче даются школьные предметы».

Непосредственно же подготавливать дошкольника к учебе начинают с пяти лет.

Требования к первокласснику

Одно из самого важного — подготовить руку к письму. Для этого с ребенком нужно лепить раскрашивать, рисовать. Всячески развивать мелкую моторику.

Также нужно научить ребенка слушать, чтобы он мог воспринимать информацию на уроках. Один из простейших способов, который поможет развить это умение у малыша — чтение сказок. Оно поможет и в развитии аналитического мышления, если после прочтения родители будут уделять время на обсуждение истории. У ребенка можно спросить, кто из героев пришелся по душе, что нового он узнал, что понравилось, а что вызвало возмущение. Все это способствует тому, чтобы дошкольник учился выражать свои мысли.

Первоклассник должен уметь не только слушать, но и элементарно сидеть на одном месте в течение продолжительного времени. Для вырабатывания этого навыка нужно играть с ребенком в малоподвижные игры, в ходе которых он будет сидеть сначала пятнадцать минут, потом двадцать минут. К шести годам он должен быть способен спокойно «высидеть» длительность урока — сорок минут. Разумеется, это вовсе не означает, что нужно напрочь исключить активные игры: физическое развитие ребенка важно ничуть не меньше.

Педагог начальных классов Светлана Прокопьева выделяет одни из основных требований для первоклассника так:

«В первую очередь, ребенок должен уметь обслуживать себя. Ему вовсе необязательно уметь читать и писать. Куда важнее для малыша, который вот-вот пойдет в школу, знание окружающего мира: дни недели, время суток, умение считать в пределах двадцати. А так же важно знание основной информации о себе: где он живет, в какой стране, как зовут родителей, сколько ему лет».

Должен ли ребенок знать основы иностранного языка?

Это отдельный и очень щекотливый вопрос на сегодня. Но многие профессионалы сходятся во мнении, что ребенка нельзя учить иностранному языку, пока он не научился говорить на родном. За исключением тех случаев, когда в семье общаются на двух языках. В такой ситуации малыш сам с легкостью освоит и одну, и вторую разговорную речь.

Курсы или дом?

Очевидно лучше, если ребенка готовят к школе специалисты. Благими намерениями родители могут невзначай навредить. Одна из наиболее популярных ошибок, которую допускает семья, решившая подготовить ребенка своими силами, это обучение письму прописными буками. В разных системах буквы отличаются, и, если в школе ребенка начнут учить иначе, нежели родители дома, он окажется в стрессовой ситуации. Это не касается письма печатными буквами. Если есть желание — этому можно обучать дошкольника самостоятельно.

Наталья, мама первоклассника:

«Наш ребенок ходил на курсы подготовки к школе, а дома мы выполняли только домашнюю работу, которую задавали преподаватели. Все остальное время мы посвящали общему развитию: занимались рисованием, лепкой, спортом. Сейчас я замечаю, что тем одноклассникам сына, которые перед школой занимались на курсах, учебный процесс дается легче, чем тем, кто готовился самостоятельно».

А готов ли ребенок к школе?

Для определения этого необходимо знать понятие «психологическая готовность». Оно состоит из трёх составляющих:

1. Интеллектуальная готовность. Это уровень кругозора ребенка, умение рассуждать и анализировать. Данное понятие связано с психологической зрелостью, с тем, насколько хорошо у дошкольника развиты познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение.

Оксана Анисимова, кандидат психологических наук, доцент:

«Интеллектуальную готовность можно проверить, задавая своему чаду вопросы, такие как: „Что ты будешь делать, если порежешь палец?“. Или просто наблюдая за тем, насколько хорошо он умеет ориентироваться в непонятной ситуации. Например, если родители отправили ребенка в магазин за Бородинским хлебом, а в магазине его нет. Сможет ли он импровизировать в сложившейся ситуации или поспешит за помощью к родителям».

2. Личностная готовность ребенка — то, насколько у него сформирована мотивация учения. Один из способов проверить уровень личностной готовности к школе — сюжетно-ролевая игра. Например, «Учитель-ученик». Как правило, дети, которые выбирают роль ученика, готовы воспринимать информацию извне а, значит, готовы к учебе в школе.

3. Социальная готовность — умение общаться как с другими детьми, так и со взрослыми. Зачастую дети, которые ходят в детский сад, более подготовлены к школе. Они уже понимают, что такое занятие, что такое уроки. Так же они более социально адаптированы.

Существует множество специальных психологических тестов, которые помогут определить готовность ребенка к школе. Наиболее популярный из них — графический тест Керна-Йирасека.

Когда отдавать ребенка в школу?

Как правило, дети созревают к семи годам. Родителям нужно быть очень внимательными и проверять ребенка на готовность к учебе. Малышу может не хватать буквально полугода, чтобы быть по-настоящему адаптированным к новому периоду жизни. В этом случае он будет психологически уставать. Даже если у ребенка хорошо развита мотивация учиться, при психологической неготовности к школе он будет растрачивать больше сил на усвоение одних и тех же знаний, чем его одноклассники.

Но, разумеется, все это индивидуально. Ребенок может во всех аспектах быть готов к школе и в шесть лет. Если он развит физически, если к этому возрасту у него широкий кругозор, поставлена рука, если он ясно формулирует свои мысли, рассуждает, находит общий язык со сверстниками и умеет обслуживать себя — можно смело отдавать его в школу.

Анастасия Соколова, 1000 советов

Главные новости Вологды за неделю
«Северянка» не заметила сопротивления: повторно обыграны «Уфимочка-УГНТУ» и «Динамо-Анапа»
Волейбольная команда из Череповца почти идеально завершила второй тур чемпионата России
13-10-2024 620 просмотров
Череповецкий «Алмаз» одержал вторую победу над «Атлантом»
Но она получилось не в пример тяжелей первой
12-10-2024 545 просмотров
Волейболистки «Северянки-2» в тяжелом матче переиграли «Рязань-РГУ» со счетом 3:1
Череповецкая команда с победы начала чемпионат России по волейболу
12-10-2024 675 просмотров