Кризис проекта «Северный поток-2»: вологодское измерение
Новый магистральный газопровод, который должен связать по дну Балтики российский порт Усть-Лугу с немецким портом Грайсфвальд, пользуется активной поддержкой европейских государств, заинтересованных в поставках «голубого топлива». В числе сторонников проекта «Северный поток-2» не только Германия, претендующая на роль главного распределительного центра газопровода, но и ряд других стран – Финляндии до Мальты.
Но у второй ветки «Северного потока» есть и противники. Помимо недоброжелателей сравнительно мелкого «калибра», вроде Украины, Польши и республик Прибалтики, активную подрывную роль играют США. Американцы уже объявили о введении санкций против компаний, участвующих в реализации проекта. Причем приход в Белый дом нового президента, как предполагается, лишь усилит давление на партнеров России.
На словах «коалиция» против «Северного потока-2» обосновывает свою позицию политическими факторами, обвиняя Россию в агрессивной политике против соседей и подавлении прав человека в собственной стране. Но по сути ее объединяют вполне меркантильные интересы. Украина и Польша теряют деньги за транзит российского газа в Западную Европу. США намерены стать конкурентом России, поставляя европейцам сжиженный газ.
Как бы то ни было, результат противостояния налицо. Первоначальный срок реализации проекта – декабрь 2019 года – давно миновал, а финала этой истории не просматривается. Недавно целая флотилия российских судов, предназначенных для технических работ в рамках проекта (включая большой трубоукладчик «Академик Черский»), несолоно хлебавши убыла из немецкого порта Мукран в Калининград.
Между тем в случае срыва или длительной «консервации» проекта пострадают не только «Газпром» и его деловые партнеры в Европе, но и российские регионы транзита, через которые газ должен был поступать из мест добычи в исходный пункт «Северного потока-2» - порт Усть-Лугу Ленинградской области.
Особое место в маршруте транзита занимает Вологодская область. Трасса магистрального газопровода и компрессорные станции, обеспечивающие доставку газа в пункт назначения, расположены на территории шести муниципальных районов – Грязовецкого, Вологодского, Шекснинского, Череповецкого, Кадуйского и Бабаевского. Приблизительная протяженность маршрута составляет около 300 километров.
Стоимость транзитных услуг, оказываемых вологжанами газовикам, не является открытой информацией. Но можно попытаться прикинуть, что называется, порядок цифр. Планируемая производительность «Северного потока-2» достигает 55 миллиардов кубометров газа в год. Стоимость транзита газа по магистральным газопроводам – величина в высшей степени непостоянная, зависящая от множества факторов. Скажем, за транзит газа через Украину и Словакию нужно заплатить 2,7 доллара за 1 тыс. кубов на 100 км, а за транзит газа по нереализованному «Южному потоку» пришлось бы платить почти втрое больше.
Конечно, транзитные услуги по территории России обходятся дешевле, но несложно понять, что в случае паралича «Северного потока-2» общие потери транзитеров будут исчисляться десятками, а может быть и сотнями миллионов долларов в год. И значительная часть этой баснословной суммы будет потеряна на вологодском участке маршрута.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии