Между ударами сердца
Подкованную блоху, верблюдов в игольном ушке, ландыши из пылинок, розу внутри конского волоса – все это можно увидеть на необыкновенной выставке, открывшейся в Вологодском кремле, рассказывает «Наша Вологда». Редчайшим искусством микроминиатюры виртуозно владеет новосибирец Владимир Анискин. Его творения невозможно увидеть без микроскопа. Именно поэтому выставочный зал больше похож на школьный кабинет биологии, чем на музей.
Микроскоп открывает совсем другой мир. По словам мастера, под увеличением маковое зернышко – все в «кратерах», словно Луна; спичка похожа на бревно – очень хорошо видна структура дерева; а пылинки бывают всех цветов и форм. Дома у Анискина даже есть специальная полка, и всем домашним строго-настрого запрещено с нее вытирать пыль, которую Владимир использует в качестве материала для микроминиатюр.
Интересно, что все мастера-микроминиатюристы, которых в мире всего 11 человек, – самоучки. Нет ни специальной школы, ни специальной литературы. Владимир сам разрабатывал технологию, сам придумывал и создавал инструменты: у него есть два самодельных станочка – токарный и заточный, которые умещаются на ладони. Чтобы придумать, как просверлить волос, из чего сделать розу и как поместить ее внутрь волоса, ушло три года. На одну работу требуется от недели до полугода. Самая простая миниатюра – верблюды в игольном ушке – была сделана за два месяца. Самую сложную – Кубок УЕФА – Владимир создавал полгода, и получилось только с 41-й попытки.
По признанию левши, работать порой мешает собственное сердце. Мы не замечаем, но каждый его стук отзывается микроскопическими колебаниями, а когда имеешь дело с миниатюрами, любое самое незначительное движение становится губительным. Поэтому всю деликатную работу приходится выполнять в промежутках в полсекунды между ударами сердца, чему Владимир учился в течение многих лет.
Сложно сделать, не менее сложно и сохранить. Микроминиатюры помещены в специальные контейнеры, которые защищают их в том числе и от вибрации. Порой работа теряется на стадии упаковки. Если упала, то, считай, пропала. Пару раз Владимир находил изделие с помощью скотча: обклеивал стол, а потом просматривал под микроскопом всю липкую ленту. Но возникала другая проблема: как отделить находку от липкого слоя.
– Для занятий микроискусством нужно и терпение, и настойчивость, и усидчивость, – рассказывает Анискин. – Понимание того, что нужно иногда потерпеть, чтобы получить хороший результат, позволяет и в семейных отношениях спокойно относиться к тем вещам, которые раньше раздражали.
Одну из работ – розочки на торце волоса – мастер подарил супруге на десятилетие свадьбы. Ей, конечно, понравилось, но подарок дома бывает нечасто – все время на выставках.
За 20 лет, что Владимир занимается этим искусством, он создал более 200 работ, большая часть которых представлена в Санкт-Петербургском музее микроминиатюры «Русский Левша». В Вологду привезли 32 произведения, выставка (0+) открыта до 31 марта.
Елена Архангельская
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии