Новый Путин: премьер-министр? руководитель парламента? глава Госсовета?
Поправки в Конституцию РФ формально еще не приняты, но фактически уже действуют. Их первой жертвой стало «долгоиграющее» правительство Медведева, которое рухнуло так внезапно, что некоторые министры, явно не ожидавшие подобного поворота событий, успели рассказать о планах работы министерств на 2020 год.
Но экспертное сообщество прекрасно осознает, что отставка давно надоевшего всем правительства – это лишь легкий экспромт. Стратегический замысел задуманной конституционной реформы куда глубже: он заключается в том, чтобы найти такой вариант обновления верховной власти, который позволит сохранить ее в неизменном виде на неопределенный срок.
В этом смысле главный вопрос снаружи, как ватрушка с творогом: какое место в новой властной конструкции займет Владимир Путин? На протяжении последнего времени нынешний глава государства не раз заявлял, что не намерен нарушать Конституцию и выставлять свою кандидатуру на президентских выборах 2024 года. Что, разумеется, не означало, что этот моложавый и физически крепкий человек готов сменить свой нынешний образ жизни на стандартный «набор пенсионера»: удочку, ракетку для бадминтона и палки для скандинавской ходьбы.
Но издревле известно: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. В переводе на современные политические реалии России: если нельзя нарушить Конституцию, надо ее изменить. В частности, «перекачать» часть полномочий Президента другим представителям верховной власти. К примеру, премьер-министру, спикеру Госдумы. Или, скажем, сформировать альтернативный центр власти, «де-факто» стоящий над правительством и парламентом: допустим, Государственный Совет. И тогда, ничего не нарушая с точки зрения буквы закона, власть самосохранится с помощью несложного маневра: просто пересев из одного должностного кресла в другое.
В этом случае вопрос о будущем Владимира Путина превращается из политического в технический. Станет ли он главой кабинета, спикером Совета Федерации или Государственной Думы, председателем Госсовета – это уже не столь важно, потому что при любом раскладе он останется реальным лидером страны.
Впрочем, вопрос о карьерных перспективах Президента страны не дает ответа на все вопросы, возникающие в связи с реформой управления. Властные элиты регионов, в частности, озабочены вопросами собственного политического выживания в новой системе. Сохранится ли сложившаяся «вертикаль власти», вершина которой базируется в администрации Президента, или она будет переориентирована в сторону правительства, Федерального Собрания, Госсовета?
Вопрос не праздный. Сегодня, скажем, губернаторы могут быть отправлены «с вещами на выход» только по личному решению Президента. Если в его новые полномочия этот вопрос входить не будет, то в чьих руках окажется судьба региональной власти?
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии