Культура
1
416

Нужность нового музея поэта Николая Рубцова в глубинке страстно обсуждают жители региона

Большая изба-пятистенок, по утверждению авторов проекта, перевезена сюда, в Сокольский район из родовой деревни отца нашего прославленного земляка, поэта Николая Рубцова.  Здание это – деревенское, большая изба. По утверждению авторов и организаторов  проекта, в двадцатых годах ХХ века здесь, в селе Биряково жили отец и мать нашего прославленного земляка – Александра и Михаил Рубцовы. Сам Николай Рубцов родился в Емецке Архангельской области.  Судьба его была непроста, извилиста и, кажется, уже стала хрестоматийной и известна всем. Скитания в детском доме, неприкаянность в жизни и в быту, сложные взаимоотношения с обществом, вредные привычки, грустные  талантливые стихи  да страшная смерть  – вот, пожалуй, почти весь «информационный пакет» стереотипов, который знает каждый школьник. И музей Рубцова в Вологде уже есть. По крайней мере, целый раздел музея литературы ХХ века на улице Герцена посвящен поэту.

И вот – оказывается, теперь есть целый новый музей, да еще в 150 километрах от Вологды. Почти на Родине Николая Михайловича. Новый музей - хорошо это плохо? 

- Напомним, что отсюда родом предки поэта. Примечательно, что музей расположился в доме родителей Рубцова, который удалось сохранить и реконструировать благодаря культурно- просветительскому центру «Стрелица» и его руководителю Алексею Задумкину, - написали в  официальной интернет-группе Сокольского муниципального района. - Торжественная миссия перерезания ленточки была доверена дочери поэта Елене Рубцовой, которая сегодня живет с Санкт-Петербурге.

- Чувствую радость. Это очень трогательный и долгожданный момент, - отметила в интервью  Елена Николаевна. - В конце 70-х годов зимой мы с мамой были в этом доме, где долгое время размещалась автостанция. Тогда мне мама говорила, что это - дом родителей папы. Откуда ей было это известно, я не знаю. Мне нравится Биряково, я здесь бывала не раз.

По словам замдиректора центра «Стрелица» Галины Прохоровой, подлинные здесь - только стены, и для них это самое важное. Остальные старинные раритеты – мебель, гармошку, посуду, инструменты принесли добровольцы – жители окрестных деревень. Как сообщила Прохорова, здание удалось сохранить и реконструировать благодаря культурно-просветительскому центру «Стрелица» и его руководителю Алексею Задумкину. 

Надо сказать, что работы по восстановлению дома и музейной «начинки» велись здесь в течение  семи лет, многое сделали на добровольных началах члены бригады писателя и журналиста Анатолия Ехалова. Они приезжали сюда не раз: строили, огородничали, облагораживали дом и территорию вокруг. Центр «Стрелица», занимающийся популяризацией творчества известного земляка, получил на создание музея Николая Рубцова президентский грант в размере трех миллионов рублей. В минувшие выходные музей торжественно открыли. 

Казалось бы, позитивное мероприятие. Но не все приняли его с радостью. К примеру, известный в Вологде историк и первый и единственный директор частного музея дипломатического корпуса в Вологде Александр Быков выразил свое мнение о событии в довольно резких тонах Он назвал музей «охмурежем» и добавил, что в новости «все кверху ногами, ибо никакого отношения этот дом к поэту не имеет»:

- Рубцов бывал тут несколько раз, как пассажир на станции по дороге на Тотьму, как и тысячи других людей. Дом - и есть бывшая станция, и нет никаких достоверных данных о том, что когда-то он принадлежал родителям Рубцова. Об этом прекрасно знают организаторы, но умалчивают.

Поэт узнал о существовании родни в Бирякове только осенью 1970 г. за три месяца до гибели и конечно, туда не ездил и не с кем не контактировал. Не был он тут и в 1950-х, как об этом врут устроители, не сидел на камне на угоре у реки Стрелицы, не пел песен с земляками не курил и не пил горькую. Вся жизнь поэта изучена очень подробно и никто из исследователей не отмечал биряковские эпизоды из жизни поэта, а уж копали ух как глубоко», - написал Быков на своей странице в соцсети. Все происшедшее он назвал мифом, «раскруткой бренда – Рубцова», ведь из всего что есть, «фактом остается только то, что родители Рубцова действительно жили в Бирякове в 1920-х годах, потом папашу  как партийного работника, отправили на новое место. И все. Кругом обман в лучших традициях».

В дискуссии приянли участие десятки человек. К примеру, Сергей Тараканов высказался еще резче: «Биряково было административно культурным центром. Еще недавно в округе проживали более десяти тысяч человек. В свое время насчитывали 22 начальных школы. Это строение выполняло функцию автостанции, неплохо выполняло и все помнили его, любой поклонился бы дому за это, но нет уже коренных граждан Бирякова, и тогда их предали… Деградация в образовании, морали, культуре - уровень, стыдно говорить. Гражданина можно обмануть, но не историка! Здесь жили Тараканова, Борисовские, Казариновы - Рубцовых тогда бы и близко не пустили в центр в Биряково строиться, также как и ныне на Кульсеевскую гору, пока были живы местные мужики- труженики, тем более пьяниц- плясунов. Таковы нравы того времени. Рубцовых отторгла своя деревня, родня…» 

Валерий Кемский не согласен: «Рубцов - это бренд! У нас в Липином Бору была гостиница, где ночевал поэт, она не сохранилась. Зато сохранилось здание редакции, где поэт печатал свои стихи! Сейчас на этом здании табличка о Рубцове! Слава богу, хоть это смогли сделать. В Биряково позыв известный, я бы сказал: «Пусть будет еще один музей! Может, это и родной дом!»

Известный в прошлом радиожурналист Валерий Шадрунов высказал еще одну позицию: « Я, однозначно против мифов, возводимых в факты. Из доступной полемики можно предположить, что в доме мог жить отец Рубцова. В 20-х годах об автостанции не может быть и речи, а вот с 60-х и позднее – пожалуйста».

Александра Быкова можно понять: ведь он  - бывший директор музея. Музей был – и нету. Много лет он работал для вологжан и гостей города, дом на бывшей Большой Дворянской, 35, теперь Герцена)  - подлинный. Именно в нем разворачивались драматические  события в 1918 году. Быков – историк, кандидат наук. Кто закрыл музей, почему выгнали из старого деревянного дома серьезное культурное заведение – дело темное. 

И все же: новые музеи - хорошо или плохо? Что это? Дань моде или нужное всем нам дело? Какая судьба их ждет, если они лишатся грантовой или волонтерской поддержки? Думается, ответ на вопрос не знает никто. Время покажет.